№29 (029) 03 - 09 октября 2007 г.


[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ] [ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ]

__С воя тропа____

Забили стрелку

В советское время люди точно знали, что страна живет "впереди планеты всей": мы первыми осваивали космос, покоряли глубины, строили гигантские ГРЭС... В том, что наши образование и медицина самые передовые, сомневаться тоже было не принято. Но рухнул железный занавес, и как будто пробило искусственную плотину времени - многие наши достижения не только поменяли ступеньку пьедестала, но и вовсе слетели с него. Однако часть их устояла. Они-то и оказались настоящими. Не пропагандистскими.

А как в дне сегодняшнем достоверно выяснить, где мы сильны, а где - не очень? Не факт, что "зеркало", из которого мы каждый день черпаем информацию о себе, не кривое. Говорят, помогает взгляд со стороны. Из зарубежья. Оттуда лучше видны не только наши соринки в глазу, но и достижения. Вот несколько наблюдений, сделанных на одной из недавних международных встреч.

Вперед, в прошлое

Близкая к обмороку юная переводчица, нервно алея щеками, тщетно пытается подобрать выражения, чтобы перевести на финский речь северодвинского "царя педагогов" Льва Малейкова. Дело происходит на международном семинаре по обмену опытом в стенах Центра культуры и общественных мероприятий на Бойчука, 2. Интернациональная встреча педагогов-чиновников посвящена изучению полномочий местного самоуправления в системе образования.

Речь чиновника от педагогики сплошь и рядом пересыпана фразами типа: "…внедрение современных педагогических технологий, влияющих на повышение качества образования, подразумевает наличие современного учебно-наглядного оборудования". Перевести их с ходу без великолепного знания финского и многолетней языковой практики невозможно, поэтому студентка-переводчица отчаянно тычет пальчиком в таблицу на большом настенном экране и выдает на языке суоми лишь отдельные словосочетания.

Лапландские гости-педагоги, которым Лев Малейков подробно и с картинками расписывает, сколько и из какой трубы вливается в муниципальную систему образования, а также, сколько и чего оттуда ежегодно выливается, вежливо скучают: точно такой же система образования в их провинции была пять или шесть десятков лет тому назад. Северодвинские современные управленческие достижения для них - древняя история. Стоило тащиться за музейно-архивной информацией в такую даль. Обмен опытом, называется! Однако воспитанность - превыше всего, и посланцы страны Суоми героически борются со сном.


Пертти и Коста - горячие финские парни

Бодрящий коктейль

Неожиданно натренированное финское ухо уловило в докладе нечто необычное: в городе корабелов уже несколько лет действует разветвленная система оздоровительных групп, классов и летних лагерей. Тут же звучит вопрос:

- У вас что, так много больных детей?

Им поясняют, что реально больных не так уж много, показатели не превышают среднестатистические. Просто, заботясь о здоровье подрастающего поколения, северодвинские педагоги и медики додумались вместе заниматься профилактикой и лечением начальных стадий различных заболеваний у детишек и школьников. Приводят цифры учеников, снявших за годы учеболечения очки, исправивших осанку… Финны стряхивают остатки дрёмы. Их явно заинтересовали особенности северодвинского национального образования, когда учеба и лечение "разливаются" в один флакон. Неплохой коктейльчик! Завязывается оживленный диалог. Язык начинающей переводчицы раскаляется докрасна.

Вдруг, совсем как во всенародно любимом фильме "Особенности национальной охоты", финские гости заговорили по-русски. Хотя водку никто из них не употреблял. Российская сторона продолжала говорить на великом и могучем. Наверное, хоть немного водки все-таки надо было выпить.

Горячие финские чиновники поведали русским коллегам, что в их стране социализма с человеческим лицом и продвинутой системы образования такого совмещения учебы с лечением пока нет. Но, если жители сочтут нужным и полезным - непременно будет.

Но уж, коли речь зашла об особенностях, то и заморские гости показывают, что они тоже не лыком шиты. К примеру, преподавать прикладные дисциплины в колледжах и вузах Финляндии могут лишь практики со стажем. Так, директор профессионального колледжа Лапландии весельчак Пертти Локала до того, как занять место педагога изрядно потрудился и рядовым строителем, и инженером:

- Чистый теоретик не может у нас стать преподавателем практических дисциплин. Сначала человек должен сам своими руками научиться что-то делать, достичь в этом мастерства, и уже потом учить других. Никак иначе.

Назад, в будущее

Еще Пертти Локала поведал, что в конце прошлого века на заре своей профессиональной карьеры участвовал в сооружении где-то в окрестностях Северодвинска рыборазводного завода. Металлические конструкции везли тогда из Финляндии. Потом финансирование стройки сократилось. Зарубежные специалисты вернулись на родину. Но с городом корабелов общительный финский строитель познакомиться успел. И оставил об этом знакомстве самые милые воспоминания.

- Ваш город сильно вырос за эти годы, - подметил Пертти, - но сохранил при этом свое лицо.

Гость очень удивился, узнав, что рыборазводный завод на Солзе все-таки был достроен, и уже много лет успешно восполняет поголовье лососевого рыбного стада.

Но еще большее удивление финского инженера вызвал тот факт, что сейчас северодвинская "Звездочка" сама строит подобные рыборазводные заводы. И поставляет их в Скандинавию. Пошутил на прощание, что в России время местами еле движется, а местами - скачет, обгоняя стрелки часов.

Ну что ж, будем надеяться, что к следующему визиту финских друзей-коллег первых мест у нас будет гораздо меньше, а вторых - побольше.


Анна ФУРМАН

Контакт: narodrevizor@mail.ru
Форум: http://narodrevizor.zp.ru

[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ] [ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ]

Hosted by uCoz