№28 (028) 26 сентября 2007 г.


[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ] [ФОРУМ]

__Ж есткий формат____

Своя рука - владыка?

Представьте себе: вы - генеральный директор солидной фирмы, назовем ее "Альфа". В начале года вы утвердили смету: куда в первую очередь направить средства - где следует провести ремонт, какие закупать материалы и товары, что за объекты строить… Все логично, резонно. И вдруг чуть ли не каждый месяц члены совета директоров в эти планы начинают вносить коррективы. Один считает, что надо нанимать охранников, второй голосует за то, чтобы купить компьютеры, третий уверен, что следует срочно повышать зарплату…В итоге первоначальная программа трещит по швам.

Что ждет фирму при подобном управлении?

Каждый, кто хоть немного знаком с бизнесом, скажет: такая компания долго не протянет. А уж о ее развитии не стоит и говорить. Это как в семье, где сначала планировали купить детям зимние пальто и ботинки, а жена и теща вместо этого приобрели вдруг себе французский парфюм.

Так вот, берусь утверждать, что в нашем Северодвинске депутаты (представим, что они - члены городского совета директоров) уже не один год действуют по принципу: своя рука - владыка. Речь о том, как вольно обращаются они с местным бюджетом. То есть с нашим общим кошельком, который мы, избиратели, им доверили.

По понятиям

Процитируем для примера отчет о сессии горсовета, опубликованный в "Северном рабочем" 28 февраля: "Планировалось отдать старые долги ПАТП, которому муниципалитет должен 7 миллионов 500 тысяч рублей. Однако депутаты решили, что ПАТП может подождать, и часть суммы придержали. Вместо этого, например, по предложению депутата Александра Гришина выделили почти 100 тысяч на покупку физиотерапевтического оборудования для 3-й поликлиники, а также по заявке ГИБДД направили 180 тысяч на разработку комплексной транспортной схемы города.

Депутат Александр Гордиенко предложил дать 385 тысяч на то, чтобы закончить ремонт в кабинете врача общей практики на проспекте Морском, 38. Таким образом, деньги мало-помалу разошлись".

Что в этом плохого, спросите вы. И транспортная схема необходима. И медицинское оборудование - дело благое. Все это так. За исключением одного "но".

Кто только ни говорил, что мы в России не умеем жить по закону. И что как раз из-за этого и вытворяется вся эта хренота. Ну ладно, мы такие, но те, которые при власти, должны, обязаны не только уметь, но и нас, сермяжных, учить, и даже принуждать. Однако… в Представлении прокурора города, направленного 7 сентября председателю горсовета Владимиру Иванову, констатируется: представительный орган власти, распределяя бюджетные средства, сам с завидным постоянством нарушает закон. В том числе и принятые им же документы - Устав Северодвинска и Положение о бюджетном процессе. В них однозначно сказано: любые изменения в статьях бюджета можно производить лишь обоснованно, предоставив расчеты, назвав источники, откуда возьмутся средства. Необходим сравнительный анализ, как повлияют эти изменения в целом на бюджет. И обязательно по каждому такому решению должно быть заключение мэра Северодвинска. Словом, депутаты - не братки, по понятиям действовать нельзя. Приняв положение о бюджетном устройстве, они сами с этим вполне согласились.

Но… оказывается, лишь на словах. А что на деле?

Вот лишь несколько фактов. 5 февраля мэр вносит в городской Совет проект решения об изменениях в бюджете 2007 года: получены дополнительные деньги из области и за счет приватизации объектов. И эти средства предлагает, внеся экономическое обоснование, разумно, на то, что в первую очередь "болит", распределить.

Однако на сессии начинают "с голоса", безо всяких на то расчетов, звучать поправки. Каждый избранник стремится "урвать" кусок на свой округ или на ту отрасль, что ему близка.

Так, по предложению Александра Гордиенко перераспределяются 760 тысяч рублей на благоустройство, спортивные и игровые площадки в его округе. Депутаты Евгений Маляров, Нина Андриевская, Ольга Лыбашева "снимают" деньги с оборудования ДЮЦа, пуская их на оплату гостиницы для участников фестиваля "Голос моря".

Такая же ситуация повторяется в марте, когда по воле избранников "перечеркивается" ремонт фасада мэрии. Хотя к 70-летию города главное городское здание, к которому лет 30 не притрагивалась рука строителя, стоило бы, наверное, привести в божеский вид.

26 июня снимаются 3 миллиона 615 тысяч рублей со строительства дороги, которая должна соединить Морской проспект с новым мостом через Малую Кудьму. И опять безо всякого на то экономического обоснования деньги направляются на приобретение медоборудования и ремонты в жилых домах.

- Ручное управление экономикой, - так образно назвал действия своих коллег один из депутатов. ("Ручное" - то бишь любой вопрос решается на сессии простым поднятием руки).

Помощник прокурора Марина Антонова прокомментировала происходящее гораздо строже:

-Если бы так распоряжался чиновник, его за нецелевое расходование бюджетных средств тут же привлекли бы к уголовной ответственности. Но депутаты решения принимают коллегиально. У них - коллективная безответственность. Тем не менее, закон следует выполнять.

Пес в законе

22 февраля на заседании Совета с помощью все того же "ручного управления" депутаты приняли поправку Татьяны Макуровой, выделив 6 тысяч рублей на изготовление жетонов для собак.

Автору этих строк удалось увидеть эти жетоны - маленькие пластмассовые кругляшки с номерами. Получив такую бляшку, каждая городская шавка становится псом в законе. А без него, по мысли депутата Макуровой, любую собаку, пусть даже у нее на ошейнике десяток выставочных медалей, по-видимому, нельзя признавать за полноценный собачий экземпляр.

Обошлось казне изготовление таких кругляшков в 28 рублей за штуку. А в городе на 1 ноября прошлого года числилось 3232 собачки. Умножаем. Получается 90 с лишним тысяч бюджетных денег. А учитывая, что такой пластмассовый кружок даже мопсу депутата Широкого с его зубными дефектами - на один зуб, то на каждую собачью голову необходимо заранее готовить дубликаты.

Словом, депутатские идеи обойдутся городской казне, похоже, в кругленькую сумму.

То же самое с кодовыми замками на дверях подъездов. Тут депутатов хлебом не корми - дай выделить на электронные запоры бюджетные деньги. На февральской сессии за двери своего округа борется Александр Гордиенко. На июньской - Владимир Рудь и тот же Гордиенко…

Такое впечатление, что просыпаются поутру наши избранники и, глядя в окно, только и думают, кого бы еще из нас "закодировать". Как там, у Леонида Филатова? -

Утром мажу бутерброд -

Сразу мысль: а как народ?

И икра не лезет в горло,

И компот не льется в рот…

Даже городское телевидение не преминуло по этому поводу съязвить, назвав такие решения "предвыборной депутатской страховкой":

-Тут крылечко отремонтируют, тут кодовый замок поставят. Так и появляется у избирателей ощущение депутатской деятельности.

Замечу: приобретают избранники эту "предвыборную страховку" за наш с вами счет. Не очень дорого, всего 15-20 тысяч рублей из бюджета на каждый подъезд. Но зато надежно. Кто откажется проголосовать за человека, который, бия себя в грудь, станет утверждать, что порядок на вашей лестничной клетке - его заслуга?!

Страховка в миллион

Почему же так вольно обращаются депутаты с народными деньгами? Ведь, по воспоминаниям тех, кто избирался в Советы начала-середины 90-х, тогда, при всей чехарде в стране, такой чехарды с бюджетом никогда не было. Любой проект с бюджетными решениями вносился от имени мэра, и депутаты вольны были принять его или отклонить. Но корректировать цифры, переносить из статьи в статью, из раздела в раздел - кто бы это позволил? Хотя и в тех Советах шла не менее напряженная, чем сегодня, работа: создавали согласительные комиссии, договаривались, находили компромиссы. Но на сессиях "ручного управления" было гораздо меньше.

Откуда же это пошло?

Думаю, начало такой "рулежке" было положено несколько лет назад, когда мэрия ради того, чтобы депутаты приняли бюджет вовремя, позволила им "порулить" некоторой бюджетной суммой. Не то это были 200 тысяч рублей на брата, не то - 250, сейчас мало кто помнит. Но каждый избранник распределил эти деньги по своему усмотрению. Как правило, депутаты старались потрафить при этом избирателям собственных округов. Вошли во вкус. С каждым годом сумма росла, дойдя до нынешнего миллиона рублей.

Естественно, глядя на бюджет, мы этих, так называемых депутатских миллионов не видим. Они - внутри отдельных статей и разделов. Но каждый депутат знает - в строчке ЖКХ "его" деньги: на урны, скамейки, игровые площадки, те же кодовые замки. Все четыре года своего созыва он всем этим оснащает собственный округ. А четыре миллиона - ведь немаленькая сумма. Хорошая "страховка", для будущих выборов добрый задел!

Причем, если прежде о такой "страховке" старались не говорить, держать этот своеобразный коллективный "сговор" в тайне, то сейчас в речах должностных лиц все чаще звучит эта "интересная цифра". Вот, например, недавние откровения председателя Совета В. Иванова местному телевидению:

- Мы решаем задачи муниципального образования, но при этом работаем в округах. А чтобы не разбалансировать бюджет, договорились, что поправки не должны превышать миллиона.

-О каком миллионе идет речь? - отреагировала на это заявление устами Марины Антоновой прокуратура. - За депутатами какой-либо объем бюджетных средств не закреплен. А если бы был закреплен, то решение о бюджете было бы признано недействительным.

Формально, в самом деле, не закреплен. А вот неформально каждый избранник своим кусочком казны рулит.

Ну, а отсюда и все дальнейшее. Если меня посадили за стол, положив передо мной миллион, а рядом находятся десятки миллионов, - почему бы не порулить и этими суммами? Если человеку позволяют что-то делить - кому-то давать, а кого-то лишать, - он уже не остановится. Ведь это увлекательнейшее занятие - казнить и миловать. Недаром говорят: власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно.

Остановит прокурор?

В соответствии с законом решения Совета подписывает глава муниципального образования - мэр Северодвинска. На этом основании депутаты утверждают, что, мол, все их акты с мэрией согласованы.

- Ведь Александр Николаевич Беляев обладает правом "вето", - говорит председатель Совета В. Иванов. - Он мог бы отклонить любой документ, с которым не согласен.

- Все это так, - пояснил один из чиновников, - но мэр не привык плодить вокруг себя конфликты. Вот если вопрос будет действительно принципиальный… А так дрязг и свар в соседнем Архангельске хватает.

Тем не менее, свою позицию, в том числе и по депутатским миллионам, мэрии, видимо, обозначить все же придется. К этому обязывает и направленное в адрес Совета Представление прокурора. В нем предложено привести решения представительной власти в соответствие с действующим законодательством о бюджете.

Как реагируют на это требование депутаты?

По разному. Но большинство, с кем довелось в эти дни поговорить, считают: мол, на будущее выводы прокурорской проверки учтем, а отменять принятые решения, конечно, уже не будем.

Что ж, посмотрим, пойдет ли новый городской прокурор до конца, добиваясь от власти уважения к закону?


Виктор ХОЛСТОВ

Контакт: narodrevizor@mail.ru

[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ] [ФОРУМ]

Hosted by uCoz