№28 (028) 26 сентября 2007 г.


[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ] [ФОРУМ]

__Е здим по стране____

Отдых на водах

-Это что там за скрип раздается над великою русской рекой?
Собственно, ответа и не нужно. И так все ясно - плотно сидим на очередном камне, изо всех сил скребем легкими веслами его неуступчивый бок. Наш резиновый плотик нагружен туристским снаряжением с горой, осадка у суденышка приличная. Все попытки стащить плот со зловредной каменюги, не выскакивая в бурлящую воду, бесполезны.
-Этот скрип у нас песней зовется! - Олег уже за бортом, помогает плоту вырулить среди этих таежных речных "рифов", покрытых шапками скользкого мха.
Позади - несколько километров таких вот перекатов. Впереди, судя по шуму воды, еще один участок "шкуродерки", испытание для наших сил и нервов…

Ночь в поезде - и мы высаживаемся на станции Унежма в Онежском районе. Еще полчаса пути в вахтовке и прибываем в исходную точку нашего маршрута, в разрушенный ныне поселок лесорубов Южный. Наша группа насчитывает восемь человек, в планах - преодолеть на двух резиновых плотах без малого сто километров водного пути. При этом постараться получить удовольствие от созерцания природы, а также пробежаться по историческим местам, что встретятся по ходу нашего следования. Вот такой маршрут сочинил для нас Станислав Андреевич Афимьин, руководитель клуба туристов "Беломорец", взявший на себя и руководство нашим разношерстным коллективом. Афимьин разводит людей по плотам: на одном плывут он сам, пресс-секретарь горсовета Андрей Рудалев, электромонтер Александр Колдаков и девятиклассница 17-й школы Маша Кормачева. На второй грузимся мы - Олег Попов, директор северодвинского "Фотосервиса", его сын Леха (Алеша Попович), пятиклассник школы №14, руководитель пресс-службы мэрии Андрей Масленников и я, автор этих строк..

Благоразумно пропускаем вперед тренированных гребцов Афимьина. Двумя днями позже в торжественной обстановке вечернего костра этому плоту присваивается имя "Три бугая и Маша", по числу и уменьям обитателей плавсредства. Пристраиваемся в хвост, все, поплыли!

Перекаты, перекаты...

То, что гребцы мы "знатные", убеждаемся на первых же километрах сплава по Нюхче-реке. А что еще можно ждать от экипажа, состоящего из двух "чайников", никогда не державших в руках весла? Третий член нашей команды Леха оказывает в основном моральную поддержку. Осуществляя утраченную связь с цивилизацией, он регулярно информирует нас, на каком телеканале начался очередной мультсериал. Мыслит при этом с перспективой: "Когда вернемся в Архангельск, скажу папе, чтобы гнал машину изо всех сил. Может, успею посмотреть Джимми Нейрона на СТС!". Ну кто бы мог подумать, что с содержанием культового мульта "Симпсоны в кино" мы познакомимся в том самом месте, откуда до ближайшего телеграфного столба километров сто, не меньше! Благодаря детальному Лехиному пересказу этого "киношедевра" и прекрасному описанию одного из одиозных персонажей в памяти всплыло забытое уже прозвище, что получила одна из бывших моих начальниц - Гомэра…

А пока Леха сыплет шутками юмора, подкармливает нас конфетами, вычерпывает на ходу воду. И стараясь поддержать наш боевой дух, разворачивает над горой мешков и рюкзаков самодельный флаг, укрепляя древко между котелками.

Тем временем за двоих гребет Лехин папа, единственный из нас, имеющий опыт "отдыха на водах".

А речка нам досталась совсем не простая! Нюхча довольно порожистая и с приличным течением. Бывалые путешественники предостерегали - теплый август высушил реку, вместо большой воды как бы не встретить обмелевшее каменистое ложе, глубиной воробью по колено. Вот тогда и начнется самое интересное - не плоты везут туристов, а наоборот.

Кроме того, в первый же день ориентировка обещала перепад высот около 30 метров на участке длиной в девять кэмэ. Из них добрая половина приходится на первый километровый участок. Ширина русла здесь не более десяти метров, один за другим нас подстерегают пороги-падуны. Проводка судов требует особой точности и аккуратности, тут виснут на камнях и "Три бугая…". Так встречает нас известный в Карелии Ветреный пояс, ведя плоты через каскады порогов: Кривые, Кувшинные, Гремячий, Заячка…

Отдышаться помогают широкие спокойные плесы, почти озера, где среди многочисленных заливов не сразу просматривается главная протока. По саамски "нюхча" значит лебедь, лебединая река. В одной из проток мы и в самом деле встречаем пару белых лебедей. Птицы не подпускают нас близко, дав полюбоваться на себя только издали…

Ленин в фольге

Еще в городе, планируя закупку продуктов, решаем, что на второй-третий день похода должны перейти на подножный корм. Но, как оказалось, на грибы в нынешнем году случился неурожай. В лесу попадались в основном подосиновики-переростки да хлипкие сыроежки. А на обстоятельную рыбалку времени просто нет - гребем практически весь световой день, стремясь по максимуму использовать сухую солнечную погоду.

На третьи сутки устраиваем дневку. Тут и начинается "ловись рыбка большая и маленькая". Первый крупный трофей - щука весом больше двух килограммов на счету Андрея Рудалева. За этой матерой хищницей почти без перерыва на крючок прыгает особь поменьше весом. После двух таких удач наш рыбак сворачивает удочки - получил слишком большой выброс адреналина в кровь.

Леша с Марией караулят Масленникова. Тому везет на окуней. Впрочем, у Лехи здесь свой интерес - не может мальчик видеть рыбьих страданий. Первого же крупного окунька подхватывает на руки и уже готов выпустить назад, в родную речку. Однако, вняв уговорам взрослых, соглашается поселить окуня в ведре, на первое время, а дальше видно будет. "Бледненький какой-то", - сокрушается Леха и нарекает рыбку именем князь Владимир. Бледный князь вяло трепыхается в ведерке, и Леха подсаживает к нему для компании двух рыбешек помельче. Крошит рыбам хлеба, чтобы с голоду не померли… К вечеру князя с подружками определяют в котел.

Но этим благотворительная деятельность Лехи не исчерпывается. Килограммовый красавец-окунь не дает снять себя с крючка.

-Ишь ты, какой бунтарь,- приговаривает наш пацан,- быть тебе Лениным!

- А может, Степаном Разиным? Емельяном Пугачевым? - Мария и Андрей Андреевич предлагают свои, не менее бунтарские кандидатуры.

Но Леха уже принял решение и со словами: "Ленин ты мой хороший!" обустраивает окуня еще в одном ведре. Кому достался Ленин за ужином, выяснено не было, но установлено, что был он запечен на углях в фольге.

Таежная история

Исторические свидетельства давно минувших дел встречаются нам на протяжении всего пути. Знаменитая "осударева дорога", первая государственная дорога, проложенная по территории Карелии, проходила по левому берегу Нюхчи. Станислав Андреевич ведет нас километра за четыре от стоянки, к тому участку, что обнаружил годом раньше сам, к заросшим подлеском просекам и цепочке валунов, уложенных столь правильно, что невольно думается о труде человека. Сам он убежден, что ему удалось обнаружить участок знаменитого петрова волока.

…Строительство этой стратегической дороги, как известно, Петр Первый поручил сержанту Щепотьеву. Михаил Иванович приступил к проведению волока в конце июня. В помощь ему было дано до семи тысяч крестьян Соловецкого монастыря, Сумского острога, Кемского городка, обширного Выгозерского погоста. Были здесь крестьяне онежские, белозерские, каргопольские, из трех губерний: Архангельской, Олонецкой и Новгородской, все с лошадьми. По одним этим фактам можно представить, чего стоило строительство волока народу! Дорога была проложена в рекордные сроки и для нашего времени - в августе того же года колоссальный труд был завершен, о чем Щепотьев доложил царю в письме.

Конную тягу двух судов сопровождала целая армия, четыре тысячи солдат. Фрегаты, спущенные на воду в Повенце, были вскоре использованы в боевых действиях на Ладожском озере.

За день до конца пути Афимьин заманивает нас, вымокших под непрерывным дождем и продрогших под встречным ветром, на Государев Клоч. На этой поляне Петр долго сидел в раздумьях… От последней нашей стоянки рукой подать до заболоченной петровской гати, куда местные краеведы водят туристов. До деревни, конечного пункта нашего маршрута, остается всего несколько часов пути.


Андрей Рудалев с добычей

По главной улице на веслах

Главной улицей в этой карельской деревне является теперь уже наша хорошая знакомая - река Нюхча, протекающая не где-то за околицей, а прямо посреди селения. Свое имя речка дала и поселку, и железнодорожной станции, что в полутора километрах от основного жилого массива. Дома, взобравшиеся на крутые берега, сплошь деревянные, в частых окнах и на высоких фундаментах; среди вереницы однотипных строений замечаем жилища весьма почтенного возраста. Современная "деревенская архитектура" - сайдинг, пластик и кирпич, попадается взгляду редко и выглядит как-то неуместно среди потемневших от времени бревенчатых домов. Этот жилой рационализм нарабатывался многими сотнями лет и без напряга вписывается в сдержанный пейзаж, уже охлажденный ветрами ранней осени. А вот крыша часовни, хорошо видная из-за моста, наоборот, отражает негустое солнце зеленью металлокерамической плитки. Видимо, местное население чтит традиции и не предает забвению собственную историю.

О том, что и последней вешкой нашего восьмидневного похода станет историческое место, нам втолковывалось на протяжении всего путешествия. Как раз в этих местах, с мыса Вардия, началась три сотни лет тому назад удивительная экспедиция царя-реформатора Петра Первого. Для ведения Северной войны против шведов требовалась поддержка флота. В 1702 году корабли преодолели 170 километров пути "осударевой дороги": две сотни лошадей на полозьях волокли суда через Беломорско-Выговский водораздел, по болотам и гатям. Проехал по этому маршруту и сам Петр со свитой. Путь его и сегодня отмечен не столько табличками-указателями, расставленными в лесной глуши, сколько множеством легенд. Так, в Нюхче-деревне есть своя историческая личность: Тимофеев Антин. По одним сведениям этот юркий кормщик умудрился увести у царя кафтан, по другим - получил одежку с царского плеча за спасение Его величества во время сильного шторма в двинском заливе. Правда, было это немногим раньше, в 1694 году…

А пока что немногие местные жители, замеченные нами в разгар дня во дворах, с интересом смотрят на наши маневры. Близость человеческого жилья никак не повлияла на характер речки: "украшением" деревни служат все те же перекаты да торчащий из воды частокол каменных глыб. Как это часто случается, последняя пара километров оказалась самой трудной. А мы-то расслабились…

Монолог в заключение

В поезде кто-то шутит, что, мол, не стыдно пятки в проход выставить - отмылись, оттерлись на перекатах Нюхчи. Станислав Андреевич на правах старшего разливает в кружки по "три капли" водки, чисто символически, за удачный конец путешествия. Наши дети, Леха с Марией спят, так что имеем право. Утром мы будем в Архангельске, и, возможно, Леша успеет посмотреть очередную серию какого-то ходульного мульта. Но в школе, наверняка расскажет о том, как преодолевал на Нюхче Большой Падун, порог третьей категории…

Да и мы, взрослые, еще долго будем вспоминать этот сплав, зарядивший нас адреналином и впечатлениями если и не на всю зиму, то до ближайших сугробов - это точно. И мечтать о том, чтобы эту радость и воздух нашего замечательного края, где сам Господь сотворил такую благодать, разделили тысячи наших соотечественников.

Для того, чтобы стать для туриста-экстремала землей обетованной, у нас есть все - тайга, сплавные речки, пороги, берлоги… Ни к чему губить молодые жизни в Китае! И лишь одной, но весьма важной детали не хватает: осознания, что туризм - не потеха и способен приносить бюджету существенные дивиденды. Ну, не хотят в это поверить наши власти и все тут! Вернее, верят - на словах. И никаких ресурсов не вкладывают, чтобы можно было принять гостей достойно. Дескать, полюбите нас голенькими. Так ведь не девушки, кто ж полюбит?!

Не станет искушенный москвич, тем паче гражданин иной державы платить за ненавязчивый "сервис" архангельского аэропорта, гордо уже который год именующегося международным. За еще больший, чем сплав, экстрим поездки в автобусе до ж\д вокзала. За пропахший потом прицепной вагон до той же Унежмы. За тряску на вахтовке по разбитой лесовозной дороге... Это мы, придурковатые, готовы за ради "минуты славы" на любой неуют. А он, заезжий турист, заплативший бабки, лишь сев на плот или катамаран, готов будет к испытанию экстримом. А все, что до этого, он станет воспринимать как бытовой неуют. Поэтому, чтобы с него что-то поиметь ( а на туризме иные государства делают по пол-бюджета), необходимо сначала вложить свои денежки. И немалые. Хотя бы в туалеты в областном центре. Но что мы видим? Наша уникальная область из года в год упорно развивает таэквон-до… А туризм в списке приоритетов где-то в третьем - четвертом десятке. Обидно! А ведь могли бы и мы стать туристической Меккой.


Инна БАРДИНА

Контакт: narodrevizor@mail.ru

[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ] [ФОРУМ]

Hosted by uCoz