№28 (028) 26 сентября 2007 г.


[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ] [ФОРУМ]

__З ри в корень!____

"Афтар жжот" или размышления рядовой мамы

Увидев улыбающееся от счастья личико своего сынишки-школьника, наивно подумала - пятерку получил. Вчера ему целый вечер пришлось грызть гранит родной речи, и только высокая оценка могла компенсировать потраченные силенки. И все-таки я ошиблась. Дикий восторг моего чада был вызван тетрадкой в 48 листов - подарок, который друг-однокашник привез ему из Москвы. На обложке изображено какое-то существо и надпись - "Афтар жжот!".

- Мамочка, у Пашки и другие тетрадки есть, там такое написано! - продолжал восхищаться сынуля, и, видя мой скепсис, подмигнул, - Ты не понимаешь, это круто!

Любой титрад купит я рат

Для тех, кто не понял: "афтар жжот" на русский переводится как "автор хохочет". В стиле "словаря падонкаф" разговаривают многие пользователи Интернет, особенно те, кто часто проводит рунетовское время на различных форумах. Есть даже сайты, где так и написано: "этот ресурс создан для настоящих падонкаф". И судя по посещаемости, они пользуются спросом. Но если от хождений по всемирной сети сына-третьеклассника я еще могу оградить (по крайней мере пока), то от канцелярской шелухи, подобной подаренной тетрадке, которую можно купить и в наших магазинах, спастись сложно.

А примеров такой атаки взрослых дядей и тетей от околошкольного бизнеса на неокрепшие умы и сердца наших малышей несть числа. В конце этого лета в московском ЦУМе разразился скандал. В его витринах, как писала "Газета.Ru", появились тогда рекламные постеры скандального содержания. Главной героиней предсентябрьской рекламной кампании детских магазинов стала школьница, которая, не стесняясь в выражениях, утверждала, что все, кто "не носит Prada - лохи", что родительская любовь измеряется количеством купленных "шмоток", а любимые игрушки следует называть "старыми уродами". В дело вмешалась Федеральная антимонопольная служба, и "жлобские" билборды были заклеены. Но такая реакция государства, скорее, исключение из правил, чем само правило. Так, в августе этого года в розничной продаже появились школьные дневники и тетрадки с полуголыми девицами на обложке. Другим хитом сезона стали тетради, оформленные в стиле того же "словаря падонкаф". Их обложки украшены изречениями вроде того, что принес домой мой сын - "Выпей йаду!", "Превед!" или "Ржунимагу!".

Единственное, что могут сделать возмущенные родители, в такой ситуации - не приобретать сомнительной продукции. Им даже жаловаться некуда. В отличие от прочих видов гигиены, за обеспечение языковой в России не отвечает никто, невзирая на то, что 2007 год официально объявлен годом Русского языка. Департамент экономической безопасности МВД России прокомментировал одной из центральных газет, что "на тетради не распространяется закон об ответственности за содержание". Остальные ведомства - Минобрнауки, Минкульт, Росохранкультура, Роспотребнадзор также не хотят заниматься канцелярским "йадом", перекладывая ответственность друг на друга. Да и в законах про внешний вид тетрадей и альбомов для рисования ничего не сказано - не подлежит он такой же жесткой регламентации, как, скажем, внешний вид учебников или атласов. Кроме того, издатели очень часто страхуются, помещая на задней стороне обложки мелким шрифтом набранную фразу о том, что тетрадка не предназначена для школы. Это как на продающихся в каждом ларьке бумажках с изображением денежных купюр, на которые уже не раз попадались северодвинские кассиры. С виду 1000 рублей, а внизу надпись - "действительна только на Марсе".

С бутербродом в ранце

Так получилось, что сыну, помимо учебников, приходится в школу таскать еще и еду. Начальные классы занимаются в бывшем здании детского сада, столовой после перепланировки под школу здесь не предусмотрели, а организовывать привозное питание не разрешает Роспотребнадзор. Проголодавшаяся ребятня после третьего-четвертого урока разворачивает настоящую полевую кухню: тут и бутерброды с колбасой и сыром, и йогурты, и пирожки, и соки-воды. Даже если кто-то из детей и дотерпел бы до окончания уроков, но обилие съестных запахов в классе заставляет вспомнить про "узелок" в ранце и "сражает" наповал даже учительницу. А когда малолетние ученики начинают делиться провиантом друг с другом, зажевывая йогурт копченой колбасой, ни о каком сбалансированном питании не может быть и речи.

Между тем, о здоровом горячем школьном питании в этом году забеспокоились даже в постоянно критикуемом Министерстве образования и науки. Федеральные чиновники запретили продавать в учебных столовых чипсы, лимонад, сухарики, сладости и прочую "нездоровую" продукцию. (Надо отдать должное нашей администрации - в северодвинских школах подобной рекламной заманухи никогда не было. На это было специальное распоряжение мэра). Что же касается сбалансированности меню, то и главный санитарный врач Геннадий Онищенко, и комбинаты школьного питания наконец-то пришли к общему знаменателю, сформировав содержание белков, жиров и углеводов в завтраках и обедах согласно норме. Вот пример обеда в северодвинской школе: салат из свеклы, рассольник, поджарка мясная с пюре, пирожок с ягодами, чай - на понедельник; салат, борщ, котлета мясная с гречей, ватрушка с творогом, компот - на вторник.

Реформировать же всю систему школьного питания федеральные чиновники планируют постепенно - в рамках нацпроекта "Образование". В ноябре 2007 года Минобрнауки намерено объявить конкурс. После чего 26 регионов в 2008-2009 годах запустят пилотные проекты такой реформы. Может, и наши дети попадут в этот эксперимент, думаем мы, родители. Но что выясняется? Оказывается, в апреле этого года администрация города подавала в департамент образования области предложения в целевую социально-экономическую программу "Школьное питание". Планировалось на базе северодвинского комбината школьного питания, обеспечивающего завтраками и обедами большую часть школ осуществить подобный пилотный проект. Общая стоимость его - 32 миллиона, из них 6,5 намечалось направить на модернизацию школьных столовых.

Почему именно в Северодвинске? Дело в том, что только в нашем городе сохранился комбинат школьного питания, на сегодня он - единственный в области. В других районах в лихие 90-е подобные предприятия приказали долго жить. Модернизация позволила бы обновить оборудование столовых, получить современные холодильные камеры, жарочные шкафы, пароконвектоматы, термоконтейнеры для доставки продуктов в школы. Кстати, термоконтейнеры могли бы решить проблему горячего питания и в тех школах, где столовые не предусмотрены. "О таком мы даже в советские времена мечтать не могли", - делился впечатлениями директор КШП Владимир Шишков. Но, похоже, и сегодня комбинат о новом оборудовании может только мечтать, продолжая латать аппараты, которым уже два десятка лет. Область отложила проект в долгий ящик. Так что родители, по-видимому, еще долго будут складывать в ранцы своих чад еду, пытаясь угадать соотношение белков-жиров-углеводов в отдельно взятом бутерброде.

То ли еще будет, ой-ой-ой

Об эффективности современных школьных программ я как неспециалист рассуждать не берусь. Но как мама, ребенок которой по этим программам учится, волнуюсь: все ли правила и аксиомы мое чадо на уроках запомнит? Многие родители сталкиваются сегодня с тем, что в учебниках этих самых правил нет и в помине. Учитель, объяснив новый урок, дает детям задание на дом, которое они прямо в рабочих тетрадях и выполняют. А если ребенок забыл объяснение, был невнимателен на уроке или проболел, то повторить пройденное ему будет не по чему.

Складывается впечатление, что авторы программ считают: правила "жи-ши", "ча-ща" и другие орфограммы дети должны впитывать с молоком матери. Могут, конечно, подсказать родители. Но далеко не всегда. Помощь моих мамы и папы, например, закончилась где-то классе в пятом. Прочитав в очередной раз задачу по алгебре, папа, улыбаясь, сказал: "Все, это уже выше моих возможностей". Мы с сыном пока обходимся старыми советскими учебниками, где каждое правило написано доступно и просто. Знакомым, у которых дети постарше, уже пришлось приобрести дополнительную литературу, пособия, а некоторые не обошлись и без услуг репетитора. Поэтому разговоры о том, что расходы на школьные учебники скоро может взять на себя государство, оптимизма не прибавляют. Сэкономить родителям все равно не удастся, стоимость только орфографического словаря в книжных магазинах переваливает за 200 рублей. Так что можно подсчитать, во что обходятся нам подобные реформы.

Школьные формы чудесные

Родители нынешних школьников, конечно же, помнят, что они носили в школу. Синие костюмы-двойки и коричневые платья с фартуками. Мне лично всегда казалось, что школьная форма хорошо смотрелась на девочках только 1 сентября. Ежедневная глажка и утюжка превращали подол платья в зеркало, а ткань на локтях вытягивалась не хуже чем на коленях хэбэшных трико. Достать платье плиссе и фартуки с рюшечками удавалось единицам, и мы, клиенты северодвинских магазинов, с завистью поглядывали на этих избранных. Время экспериментов настало в старших классах, когда фартуки "забывались" дома, платья безжалостно ушивались, укорачивались, ну, а выпускные классы мы заканчивали с полной победой над школьной формой.

Говорят, новое - это хорошо забытое старое. Не прошло и десяти лет, как про то, чтобы всех одеть в единый школьный мундир, снова начали усиленно говорить.

Скажу честно, сегодня я, став мамой, против школьной формы принципиальных возражений не имею. Сама концепция иметь какие-то корпоративные отличия в одежде, наверное, неплоха. Подогнанная с иголочки форма всегда была предметом восхищения. Примеров тому много: армия, флот, авиация, железная дорога. А Штирлиц, пусть даже в эсэсовском обмундировании, до сих пор вызывает у многих женщин ностальгию по "настоящему полковнику".

Однако в школе, уверена, претворять эту концепцию в жизнь надо все-таки очень аккуратно, без присущего взрослым воспитателям фанатизма. Самый лучший индикатор при этом - сами дети. К сожалению, с их мнением мы считаемся мало. Принимает решение вводить форму или нет, общешкольный родительский комитет, остальные родители ставятся перед фактом. В то же время отнюдь не секрет, что в начальных классах идея "общего внешнего вида" воспринимается совсем по другому, чем в выпускных. Младшие школьники наличие единой формы воспринимают в основном с восторгом. Для них это своеобразная игра "во взрослых". Психологи объясняют, что у детей ярко выражена тяга к внешней атрибутике, они наполняются гордостью от мысли "Я теперь хожу в школу". А вот старшие, приблизительно с шестого класса, весьма неохотно надевают одноцветные брюки и юбки. Выпускники же просто игнорируют форму: мы, мол, выросли, и ходить как инкубаторские не хотим. Поэтому уважаемым родительским комитетам, принимая важное для учеников решение, стоит думать: надо ли под одну гребенку, пусть даже из благих побуждений, стричь всех? Хотя и нам (буду самокритична) следует, отправляя подросшего дитятю в школу, не забывать, что идет он отнюдь не на дискотеку.

… Такие вот размышления родила у меня сегодняшняя школьная жизнь. Правда с моим третьеклассником настоящих проблем еще не хлебнула, но… не зря, наверное, говорят: маленькие детки - маленькие бедки. Впереди - школьные годы чудесные. И лиха беда начало.


Валерия НИКОЛАЕВА

Контакт: narodrevizor@mail.ru

[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ] [ФОРУМ]

Hosted by uCoz