№27 (027) 19 сентября 2007 г.


[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ] [ФОРУМ]

__П раво руля____

Русская рулетка на колесах

Можно ли остаться живым и здоровым, воспользовавшись услугами северодвинского такси?


Кто тут хочет на кладбище?

Судорожно сжав руки в кулаки и впившись взглядом в лобовое стекло, за которым, как на экране телевизора, навстречу нам летит грузовик, истово твержу про себя: "Господи, спаси и сохрани!". На спидометре такси - больше сотни. Как в голливудском фильме в последний момент водила успевает вывернуть руль и вернуться со встречки на свою полосу. Уф-ф! Можно слегка расслабиться: впереди вереница встречных машин и в ближайшую минуту обгона не предвидится. Хотя кто знает, что у пьяного на уме!

В том, что мой водитель нетрезв, я убедилась, как только захлопнула за собой дверцу такси. Густой перегар, невнятная речь … Надо было бы сразу выйти из машины, но когда еще ночью я найду другую? И где гарантия, что водитель следующей будет в лучшем состоянии? Этот-то хоть на профессионала похож, пока со всеми встречными расходимся. Тьфу-тьфу-тьфу.

Вот и родной двор, слава тебе, Господи! Живой до дома добралась. Звоню друзьям, чтобы сообщить о своем благополучном, но с приключениями, прибытии домой, а в ответ слышу, что им тоже случалось играть в эту русскую рулетку на колесах.

- Надеюсь, у тебя хватило сообразительности не платить за эту поездку?

- Как это - не платить?

- Да просто. К Машке приехал пьяный "шумахер", так она еще и деньги заработала.

Подруга со смехом рассказывает, как ее родственница накануне ночью вызвала машину в некоей фирме, назовем ее "Блеск минус". Вышла на улицу. Через некоторое время увидела в конце двора такси, неуверенно двигавшееся вдоль припаркованных авто. Неловкий вираж, скрежет - такси ободрало скулу у "Жигуленка" и остановилось перед клиенткой.

- Что же это вы так неаккуратно ездите, машинку чужую помяли!

- А это не я. Не докажешь!

- А краска на боку чья? - возмутилась потенциальная пассажирка. И хотя изрядно трусила, достала мобильник, собираясь звонить. - Экспертиза докажет! Выходи из машины, - потребовала девушка у шофера.

Таксист вышел, пошатываясь:

- Сколько?

- Да ты еще и пьян! - прозрела клиентка. - Десять, - ляпнула она первое, что пришло в голову.

- Нет у меня таких денег! Много это...

- Много? - трясясь от страха (стукнет сейчас монтировкой по голове. Ночь, и рядом никого!) переспросила клиентка. - А три года без прав и без работы не много?

- Хорошо, я тебе через полчаса пять привезу и бесплатно до места доставлю.

- Я что, на дуру похожа? Сколько сейчас заработал?

- Тысячу, не больше. На вот, держи, - бормотал горе-водитель, выгребая из бардачка и изо всех карманов горсти десяток и пятидесяток. - Дак, давай бесплатно довезу, - очевидно, в качестве бонуса опять предложил "ограбленный". Понял, видно, что легко отделался - тысяча: это все-таки не лишение прав!

- Езжай, и не попадайся больше мне на глаза! - напутствовала его "добрая разбойница", заказывая по мобильнику машину в другой фирме. Совсем как в ТНТшном "Такси": до места, правда, не доехала, но деньги заработала.

История произвела на меня впечатление, но такой рискованный способ борьбы за свои права и порядок на дорогах мне не слишком понравился. Интересно, а кому-нибудь из власть имущих в нашем городе есть дело до того, что по дорогам зачастую безнаказанно разъезжают нетрезвые таксисты? В поисках ответа листаю подшивки газет. Бюллетень нормативно-правовых актов "Вполне официально", увидевший свет 13 июля 2007 года радует меня решением горсовета № 91 "Об организации перевозок пассажиров легковыми таксомоторами на территории муниципального образования "Северодвинск". Контроль за его исполнением возложен на постоянную депутатскую комиссию по городскому хозяйству (Ю.Р.Широкий).

Требования, предъявляемые "Положением" к водителям и автомобилям, на мой взгляд, вполне логичны - регистрация, техосмотр, наличие отличительных знаков (шашечек), водительский стаж не менее 5 лет и прочее. Порадовали также некоторые пункты раздела "Права и обязанности водителя легкового таксомотра":

5.2. Водителю запрещается требовать с пассажира плату сверх установленного перевозчиком тарифа, в том числе за провоз багажа.

5.3. Водитель обязан:

- пройти перед выездом на линию предрейсовый медицинский осмотр и проверку технического состояния автомобиля…

- обеспечить безопасную перевозку пассажиров.

И чуть ранее в пункте "Требования, предъявляемые к легковым таксомоторам" значится "В салоне легкового таксомотора в доступном для обозрения пассажирами месте должна быть размещена информация с указанием: ФИО водителя, полного наименования юридического адреса и телефона организации или данные индивидуального предпринимателя, а также телефоны организаций, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ В СФЕРЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК, А ТАКЖЕ ПРИНИМАЮЩИХ ОТЗЫВЫ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПАССАЖИРОВ ТАКСОМОТОРНЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ".

Как я ни старалась, каких только знакомых и незнакомых людей и в мэрии, и в ГИБДД ни подключала к поискам, найти эти мифические организации, осуществляющие контрольные функции, так и не смогла. Скорее всего, их просто нет. Получается, этот местный закон носит чисто декларативный характер. Некому в нашем городе контролировать выполнение большинства статей, провозглашаемых Положением. Остается одно: разместить в салонах адрес и телефон депутата Ю.Р. Широкого.

В поисках истины обратилась к руководителю одного из городских такси, которое давно и успешно перевозит людей в нашем городе. Специально не называю его фамилию и название фирмы, чтобы не было обвинений в чьем-то лоббировании. Профессионал с удивлением знакомился с вышеназванным Положением. Ни он, ни большинство его собратьев по таксистскому цеху о документе и слыхом не слыхивали. Некоторые пункты, касающиеся безопасности перевозок, он одобрил, но часть вызвала недоумение:

- "Согласовать и оборудовать места стоянок таксомоторов, а также обозначить данные места дорожными знаками"… Кто это должен делать? - спрашивал собеседник, - неужели каждый владелец фирмы начнет для своих машин стоянки делать? Да и сколько же их у нас в городе появится? Как их потом охранять от чужаков? В какую сумму все это выльется? Тогда уже не обессудьте - поднимется цена на проезд в таком такси! Или вот еще, - рассуждал мой собеседник, - "Оборудовать каждую машину контрольно-кассовым аппаратом". Давайте посчитаем: один ККА стоит порядка 16 тысяч рублей. А у нас несколько десятков авто, это опять же приведет к удорожанию поездок!

В целом мой собеседник не возражает, если все перевозчики оборудуют свои машины кассовыми аппаратами. - Но кто, - спрашивает он, - будет эту всеобщность контролировать? Где гарантия, что одни вложат деньги в кассы, поднимут плату за проезд, а другие не будут без этих ККА разъезжать и "отбирать" у законопослушных таксистов клиентов и выручку?! Ведь большинству пассажиров безразлично, есть кассовый аппарат в такси или нет, главное, чтобы быстро, удобно, недорого.

- И безопасно, - добавляю я, вспомнив недавний стрит-рейсинг с нетрезвым "шумахером". - Кстати, что делать пассажиру, если шофер вызванного такси нетрезв?

- Сообщить диспетчеру. Даже если вы не на сто процентов уверены, что водитель "под мухой". Разумеется, у нас есть человек с медицинским образованием. Он осматривает шоферов перед выходом в рейс. Но в течение всей смены ведь не будешь бегать за каждым с трубочкой! В принципе, диспетчеры фирмы достаточно грамотные и даже по голосу могут определить состояние водителя. За несколько лет работы с тремя алкашами пришлось расстаться. По звонку диспетчера я лично приезжал по адресу, вызывал ГИБДД, и они сами наказывали нарушителя. Три года без прав - это серьезно. Не берусь говорить за всех, но любой уважающий себя владелец или руководитель компании по перевозкам пассажиров без всяких законов должен ставить на первое место безопасность. Это касается и технического состояния машин, и профессионализма водителей. Аварии нам не нужны. Они бьют и по карману, и по имиджу.

Соглашаюсь со своим собеседником. Но опять же: где гарантия, что ВСЕ владельцы таксомоторов ХОТЯТ и МОГУТ следить за безопасностью перевозок? Закон о перевозках в такси все-таки нужен, причем не такой как у нас, для красоты. Или для депутатского отчета, мол, сделали и приняли столько-то местных законов. Необходим настоящий. Разработанный и принятый на федеральном или областном уровнях. Всеобщий. И с обязательным указанием реальных органов, отвечающих за контроль. Чтобы не возникало порой у клиентов не совсем легитимного желания самим "штрафовать" нетрезвых водителей.


Анна ФУРМАН

Контакт: narodrevizor@mail.ru

[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ] [ФОРУМ]

Hosted by uCoz