№27 (027) 19 сентября 2007 г.


[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ] [ФОРУМ]

__Т ёмный угол____

Эхо "холодной войны"

Невероятные злоключения корейцев в Карелии

Чтобы не заблудиться в краю озер, я взял с собой в Лоухи карту. Рассматривая ее, как-то один из аборигенов заметил:
- М-да! Хорошая вещица, подробная… Даже озеро Корпиярви подписано и мыс видно, где "Боинг" упал!
- Ври да не завирайся! - буркнул я, понаслушавшись от него рыбацких баек.
- Телевизор смотреть надо! По первой программе фильм был!
К своему стыду я действительно ничего не слышал об этом инциденте, а здесь в Лоухах об этом знает каждый, те же, кому по 45 лет и старше были очевидцами и даже участниками тех событий.
Чтобы восстановить сей пробел в знаниях, я влез в Интернет и выудил оттуда все материалы на эту тему. А затем, словно Шурик из "Кавказской пленницы", собиравший легенды, сказки и тосты, записал в блокнот воспоминания местных жителей о самом, пожалуй, значительном событии, произошедшем в этой глухомани.

Заблудившийся шпион?

Очень кратко описала этот случай газета "Карельская губерния", буквально двумя предложениями: "В апреле 1978 года пассажирский самолет "Боинг-707" южно-корейской авиакомпании пересек границу, не отвечал на запросы и вообще вел себя как заправский нарушитель. Радиотехническая бригада осуществляла тогда сопровождение и принуждение самолета к посадке - лайнер был мастерски посажен на лед озера в районе Лоухи".


"Боинг" в первые часы после посадки. Видно, что в результате попадания ракеты повреждено левое крыло.

На самом деле было не совсем так.

20 апреля 1978 года пассажирский самолет "Боинг-707" южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines (KAL), выполнявший рейс по маршруту Париж - Анкоридж (США, Аляска) - Сеул, достигнув Исландии, стал плавно отклоняться вправо, пересек государственную границу СССР в районе Мурманска и начал углубляться на территорию Кольского полуострова. Как потом оказалось, на борту было, по одним данным, 97 пассажиров, по другим - 110, а за штурвалом сидел Ким Чанг Кью, опытнейший пилот, сражавшийся с советскими "МиГами" еще в корейскую войну.

Наш летчик, моментально поднявшийся на перехват, подойдя близко к цели и определив, что перед ним "Боинг", на базе которого, как известно, строились самолеты электронной разведки RC-135, стал сигнализировать и принуждать самолет к посадке. Однако самолет-нарушитель никак не реагировал на сигналы и уходил в сторону Финляндии. После приказа с земли: "Цель уничтожить", по лайнеру была выпущена тепловая ракета, которая оторвала часть крыла. В результате взрыва заклинил один из двигателей, произошла частичная разгерметизация салона, а осколками, прошившими обшивку самолета, были убиты два человека и ранено 13. Атакованный "Боинг" развернулся и полетел к финской границе. Лишь усилиями еще одного советского аса, распознавшего в объекте пассажирский самолет, удалось предотвратить уход "раненого" нарушителя за пределы СССР. Правда, корейский летчик отказался совершить посадку на военном аэродроме в Кеми, а сделав несколько кругов и выработав топливо, чтобы лайнер стал легче, сел на лед озера Корпиярви.

На тему о том, являлся ли этот рейс шпионским, можно спорить - никаких разведывательных устройств найдено не было. Впрочем, для иностранных разведок и не требовалось размещать аппаратуру на самом лайнере - достаточно было фиксировать реакцию советских средств ПВО на вторжение. Если так, то операция врага прошла на "пять".

Долго будет Карелия сниться!

Лоуховчан разбудил гул "Боинга", кружившего над поселком. Спросонья кто в чем они выскочили на улицу. Чтобы лучше разглядеть громадную машину, освещающую все вокруг огнями прожекторов, пацаны наблюдали за происходящим с крыш домов. Лайнер сделал пять или шесть кругов над поселком, то поднимаясь вверх, то нависая над домами, после чего пошел на посадку в направлении озера Корпиярви, которое здесь называют Просечным. Почти вплотную к предполагаемому шпиону держались и наши истребители, как бы предотвращая возможность его ухода за кордон. Мой знакомый Александр, а в ту пору просто Сашка, слыл сорвиголовой. Он не боялся ничего на свете, поэтому, наспех накинув ватник, ушанку и валенки, с друзьями, живущими по соседству, заспешил к месту приземления, которое без труда было ими определено.

Зима и весна 1978 г. была очень холодной, даже в ту апрельскую ночь столбик термометра показывал минус двадцать. Толщина льда достигала полутора метров. Видимо, опытный пилот-кореец все рассчитал правильно: сбросив лишнее топливо, на трех турбинах он мастерски посадил лайнер прямо на лед озера.

Из задних дверей по левому борту был спущен надувной трап, но, как выяснилось потом, покидал борт только один из членов экипажа для оценки степени повреждения крыла и крепости льда (убедившись в безопасности площадки, пилоты за закрытой дверью своей кабины принялись глушить крепкие напитки, видимо, предполагая, что делают это в последний раз в жизни). А насмерть испуганные пассажиры не вставали со своих кресел вплоть до прибытия советских военных вертолетов.

Пацаны по аварийному трапу влезли в салон, и как будто попали в лето. Пассажиры, среди которых было много негров и азиатов (японцы или корейцы - кто их разберет) были одеты совсем по-летнему. Босоножки, шорты, яркие платьица и рубашки создавали атмосферу вечного праздника. От буйства цветов ребята буквально оторопели. Из всего увиденного на борту их больше всего заинтересовали яркие коробочки с соком, "Кока-Кола", сигареты и броские обложки журналов.

А пассажиров появление Сашки со товарищи в ватниках и ушанках повергло в состояние шока. Перед глазами возникли картины из недавно изданного в Париже "Архипелага ГУЛАГ".

Туристы поневоле, они наперебой стали предлагать сопутствующие полету издания, от которых друзья не отказывались (потом еще очень долго гуляли по Лоухам глянцевые журналы с фотографиями полуголых теток и рекламные брошюрки с доселе невиданными товарами).

Пассажиры сидели в наиболее удобной носовой части самолета, раненым уже была оказана помощь, тел убитых видно не было - видимо, их перенесли в хвост "Боинга". Погибшими оказались одна из стюардесс и пассажир, получивщий осколок в висок прямо через иллюминатор. Сказать, что пассажиры были испуганы - значит, не сказать ничего. Попавшие на территорию России в разгар холодной войны, они наверняка уже мысленно попрощались с родными и усердно молились. Возле помещения стюардесс на полу - горка пепла. Можно предположить, что экипаж избавился от каких-то документов…

Прихватив сувениры, ребята покинули самолет незадолго до рассвета и прибытия военных вертолетов, появившихся через 4 часа после посадки иностранца. Сразу же было выставлено оцепление и началась эвакуация пассажиров. Если бы помощь подошла позже, жертв могло быть намного больше, только уже от переохлаждения. На этих вертолетах несчастных перевозили в Кемь целый день. Сложнее оказалось с экипажем: пришлось взламывать дверь в кабину мертвецки пьяных пилотов.

После окончания мероприятий по спасению и тщательного обследования борта самолета и территории вокруг него плотное оцепление было снято, хотя еще целую неделю, а может и больше, военные и гражданские специалисты искали шпионское оборудование. Не нашли. После этого было принято решение о разборке "Боинга" на части.

Но за то время, пока самолет оставался без достаточного присмотра, задача военным была значительно облегчена: всякая мелочевка перекочевала в избы местного населения. Предприимчивые лоуховчане залезали на борт с ножовками по металлу и спиливали целые ряды кресел. Одни тащили их себе в дом, другие меняли в самосвалах советские сидения на американские. Каждый хотел оставить хоть что-то на память, хоть кусочек дюрали от крыла.

Через два дня прибыла военная техника. Фюзеляж разрезали на части и на вертолетах в подвешенном состоянии вывезли на территорию одной из ближайших к Белому морю воинских частей.

Сегодня почти ничто уже не напоминает о событиях тех лет, кроме нескольких некогда удобных кресел да чудом сохранившихся выцветших обложек журналов, так поразивших жителей страны, в которой отсутствовал секс.


Историк
Ахиллес ПЯТКИН

P.S.
Только совсем недавно был расшифрован черный ящик "Боинга". Отклонение самолета после Исландии происходило настолько плавно, что версия злого умысла пилота отпадает сразу - вручную этого не сделать! Специалисты сходятся во мнении, что вышли из строя навигационные приборы... Или им помогли ястребы "холодной войны"?

Контакт: narodrevizor@mail.ru

[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ] [ФОРУМ]

Hosted by uCoz