№27 (027) 19 сентября 2007 г.


[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ] [ФОРУМ]

__З ри в корень!____

Чрево в аренду

Нет, Баринова - клиническая блонд-дебило. Это о героине сериала "Татьянин день", на каковой изредка натыкаюсь на 1-м канале. Который месяц "свистит" уходящему от нее мужу про беременность. Несуществующую! В надежде, что вскорости подсунет ему реальное дитя - плод любви подзалетевшей приятельницы и обалдуя с кретинно-дегенератическим выражением лица. Какого же младенца они ей пивком да гулянками нашлифуют? И это в Москве, где около двадцати клиник официально работают по программам суррогатного материнства и вполне могли бы подобрать ей нормальную кандидатуру. Вру, от Бариновой потребовали бы согласие супруга на столь деликатный заказ. Кстати, представители столичных фирм уже появились и в нашем провинциальном Северодвинске. За последние полгода около десятка северодвинок прошли обследование, чтобы участвовать в программе суррогатных матерей.

По законам Хаммурапи

Столичные клиники работают в сотрудничестве с компанией "Росюрконсалтинг" - лидером в области семейного права, первой в России юридической компанией, уже несколько лет специализирующейся на правовом обеспечении суррогатного материнства. Без этого не обойтись: не имея поддержки специалистов экзотический способ получить ребенка может доставить кучу неприятностей и тем, кто хочет, но не может родить самостоятельно, и гражданочке, решившейся поработать "инкубатором". Хотя почему экзотический? Дело-то не новое.

Первый известный истории суррогатный ребенок появился в 910 году до н.э. О рождении Исмаила написано в Библии. Его для бесплодных Авраама и Сары родила служанка Огарь, специально нанятая для этой цели. Но этот случай, наверняка, не был самым первым, и, можно полагать, что сей метод появления детей имел успех и до Авраама. Потому что был ЗАКОНОДАТЕЛЬНО закреплен еще в 1781 году до н.э. в первом известном нам письменном кодексе законов, составитель которого является слывший очень мудрым царь Вавилона Хаммурапи. Этим кодексом устанавливалось, что, если супруга не может родить мужу ребёнка, то должна дать ему свою служанку или рабыню для продолжения рода. И предусматривались даже некие гарантии для первых сурматерей. Нынче этот метод называют традиционным: женщина вынашивает младенца, получившегося от слияния ее собственной яйцеклетки и сперматозоида отца-заказчика, то есть имеет с дитем биологическую связь. Но сегодня зачатие младенца производится не естественным путем, а in vitro, то есть в пробирке.

Другой вид суррогатного материнства тоже связан с пробиркой. Но появился недавно, с развитием вспомогательных репродуктивных технологий и средств терапии бесплодия. Это так называемое гестационное суррогатное материнство, когда беременная не имеет биологической связи с вынашиваемым ею ребёнком. Он - эмбрион биологических родителей-заказчиков. То есть по сути она "работает" своеобразным "инкубатором".

Закон не дышло

Русская православная церковь против суррогатного материнства, определяя его как противоестественное и морально недопустимое. Того же мнения придерживается и Римско-католическая церковь. Но мирская жизнь идет своим чередом. На данный момент с помощью ВРТ (вспомогательных репродуктивных технологий) в мире родилось уже более трех миллионов детей. Это население целого государства!

В странах, где суррогатное материнство разрешено, сурматерям запрещается извлекать из этого какую-либо выгоду. В Великобритании компенсация женщине не может превышать сумму, возмещающую потери в заработке, оплату няни для собственных детей и транспортные расходы. За расходами сурматерей установлен жесткий контроль под предлогом, что суррогатное материнство аморально и является эксплуатацией женщин. На том же основании в Германии, Италии, Франции суррогатное материнство запрещено вовсе. При этом немцы-пуритане легализовали проституцию и делают на ней такой бизнес, что говорить об эксплуатации женщин и аморальности им вряд ли стоит.

В России сурматеринство законодательно разрешено и регламентируется Семейным кодексом, Законом "Об актах гражданского состояния", основами законодательства об охране здоровья граждан и 67-м приказом Минздрава РФ "О применении ВРТ в терапии женского и мужского бесплодия". Наше законодательство в этой сфере более прогрессивно, чем в странах Евросоюза. Но при этом масса вопросов по проблемам суррогатного материнства остается за рамками правового поля, что создает условия для шантажа и вымогательства. Заказчики официально могут стать родителями ребенка лишь с согласия родившей его женщины, которая не вправе отозвать свое согласие лишь после регистрации малыша. Эта проблема требует урегулирования. По мнению специалистов, ее могло бы решить усыновление ребенка еще до его рождения. Суррогатная мать тогда априори воспринималась бы как няня будущего младенца, нанятая на девять месяцев. Но пока это белое пятно в законе. Как и множество других. Например, не ясно, что делать с суррогатным ребенком, если родители-заказчик

и развелись до его рождения.

Хотят, но не могут

Из 42 миллионов российских семей 47 процентов не имеют детей. 15 процентов, то есть почти 3 миллиона семей - по состоянию здоровья супругов. Приплюсуйте сюда миллионы одиноких людей детородного возраста, которые заимеют ли мужей и жен неизвестно, но хотели бы стать родителями. А не могут - из-за несовершенства законодательства. А одинокие мужчины еще и в силу природных особенностей. Ну не рожают мужчины! Но есть среди них такие, которые хотят ребенка но не хотят при этом жениться. Их интересы закон не учитывает, как и интересы абсолютно бесплодных мужчин. И одиноких женщин. А ведь суррогатное материнство для них реальный способ обрести собственного ребенка.

Не помогает закон обзавестись детьми и женщинам, кто физиологически может и рад бы родить, да социальные условия не позволяют. Куда дите из роддома нести, если у самой ни кола, ни двора? Тысячи таких нерожавших здоровых молодок готовы поработать "инкубатором", чтобы на полученные за это деньги купить мало-мальски пристойное жилье и отправиться в путь уже за ребенком для себя. Но правила таковы: роди сначала собственное дитя, а потом можешь и для того парня, то есть на заказ.

Могут, но не хотят

Бабушки-дедушки укоряют нас: мол, мы детей рожали, несмотря на войны и голод, а вы и одного завести не хотите. Время стало другим, ценности изменились. Мужчины стали более рафинированными. Женщины - более эмансипированными. Многим не до детей. Вернее, сейчас не до детей: надо карьеру делать, деньги зарабатывать. Чтобы будущим поколениям в нашем ненормальном государстве обеспечить нормальное существование. Забеременеешь - и выпадешь, как минимум, на девять месяцев из обоймы. Где гарантия, что за это долгое по нашим меркам время твое место под солнцем не займет иная эмансипе или какой-нибудь представитель сильного пола? Вот беременность и откладывается на потом. А потом зачастую рожать становится поздно: возраст, нервы, подорванное здоровье... Так вот этим бы эмансипированным в свое время "маму-инкубатор", так и материальная база для деток была бы создана, и сами детки бы уже подросли. Но у нас это считается аморальным, вне закона: любую здоровую с точки зрения акушерства и гинекологии дамочку врачи отправят во

свояси - иди рожай сама. Брюссельской декларацией Всемирной медицинской ассоциации "О запрещении использования суррогатного материнства в коммерческих целях" разрешается применять этот метод только в государственных или муниципальных медучреждениях и исключительно в случаях, когда заказчица по состоянию здоровья не может выносить и родить ребенка.

Могут и хотят

Но, слава Богу, не перевелись еще в России те, кто может и рожает детей. Именно из их рядов и рекрутируются суррогатные матери. Но даже из числа желающих и вполне, вроде, годных на роль "инкубатора" гражданочек отбор проходит в лучшем случае каждая пятая. Претендентку может забраковать психолог, местные анализы в столичных клиниках зачастую не подтверждаются. При повторных обследованиях выявляются гепатиты и венерические болезни, и был случай, когда у претендентки на роль сурмамы обнаружили рак крови.

Попасть в программу по суррогатному материнству может только здоровая женщина от 20 до 35 лет. Такое решение принял Минздрав. А если бы планку подняли до 45 лет, то резко выросло бы число семей, которые могли бы воспользоваться услугами суррогатных матерей, не имея на это денег. Ведь многие сорокалетние женщины готовы родить для своих бездетных дочерей. В ЮАР 48-летняя бабушка родила трех своих внучат. Но в России бабушкам не доверяют! Сурмамой может быть родственница бесплодной пары, а может быть абсолютно чужой человек. Но и тех, и других необходимо еще подстроить. Например, необходимо выровнять менструальные циклы у женщины, чья яйцеклетка берется для оплодотворения, и будущей суррогатной мамы. Эмбрион подсаживается ей в возрасте 2-3 дней. Причем, с первой попытки подсадка удается процентах в тридцати, остальным женщинам приходится проходить ЭКО три-четыре раза.

Из демографической ямы - с сурмамой

Россиян ежегодно становится меньше на 700-800 тысяч человек. Наконец-то власть озаботилась этими цифрами. С этого года мамочки, отважившиеся на второе чадо, могут (спасибо Путину!) получить 250 тысяч на его воспитание. Но мне кажутся очень интересными мысли Константина Свитнева, генерального директора компании "Росюрконсалтинг", эксперта Европейского общества эмбриологии и репродукции человека, высказанные в его интервью "Российской газете". По поводу поддержки государством программ ЭКО и суррогатного материнства он заметил: "В России обязательное медицинское страхование не покрывает расходы на лечение бесплодия. Только недавно было принято решение о выделении на экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) до 15 миллиардов рублей в год. Это поможет изменить демографическую ситуацию к лучшему. Кстати, такая практика существует в зарубежных странах. В Австрии государство оплачивает шесть попыток ЭКО, в Венгрии и Дании - по три. Сейчас много говорят о так называемом "материнском капитале". Но "приманивая" деньгами т

ех женщин, которые могут, но не хотят рожать, мы никакой гарантии, что малыш будет желанным и получит хорошее воспитание, не получим. А вот бесплодные пары своего будущего ребенка любят еще до его рождения, мечтают о нем. Почему бы не обеспечить этими деньгами и их тоже? Стоимость трех попыток ЭКО в России, а именно столько в среднем требуется для наступления беременности, в клинике средней руки примерно и составит эти 250 тысяч".

Вот вам четверть миллиона: не получается родить у самих - наймите суррогатную мать. Если бы только бездетным по здоровью семьям подкинуть эти деньги, 3 миллиона маленьких россиян появилось бы на свет в достаточно короткий срок. И эти семьи не остановились бы на одном ребенке. Слова бы Свитнева да Богу в уши. Вернее, президенту Путину и нашим законодателям. Кстати, в октябре в Думе планируется рассмотрение некоторых вопросов, связанных с проблемами суррогатного материнства. Изменятся ли законы?


Юлия СЛАВИНА

Контакт: narodrevizor@mail.ru

[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ] [ФОРУМ]

Hosted by uCoz