№25 (025) 29 августа - 04 сентября 2007 г.


[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ] [ФОРУМ]

__Ё карный бабай!____

Ловись, рыбка, голыми руками!

- Мама, мама! Я рыбу поймала! - Машка летела по ягринским дюнам, и вопила, как оглашенная.

- Где взяла? - подруга уставилась на дочь, держащую за жабры трепыхающуюся и довольно крупную рыбью особь.

- Говорю же: поймала.

- Руками что ли? - ухмыльнулись мы, зная, что Машка и соврет, так недорого возьмет.

- Ага! Там еще есть, - долговязое существо, бросив рыбину нам на подстилку и схватив кусок хлеба, уже летело обратно к морю.

- Наверное, у рыбаков добычу выморщила, - предположили мы, зная поразительные способности Машки втереться в доверие кому угодно. Запихнули рыбину в пакет и вновь растянулись на солнышке.

Через десять минут Машка сунула под наши изумленные физиономии еще один рыбий экземпляр…

Есть контакт!

Можно ли поймать рыбу голыми руками? Если только она сошла с ума. А поскольку ума у рыбы нет, значит, без удочки на рыбалке делать нечего. Это единственное, что мы с подружками представляли о рыбалке. Наши отношения с рыбой начинались в магазине при покупке каких-нибудь обладателей плавников и жабр, а заканчивались на кухне употреблением чего-нибудь рыбно-деликатесного. При этом вся наша бабья рать предпочитала, чтобы от чешуи и требухи рыбу чистил кто-нибудь другой. А уж чем там живет рыба, чем кормится, чему радуется, как ловится, нас вовсе не интересовало. Но Машкин улов заставил нас оторвать задницы от подстилки и отправиться за ней к воде.

Рыба плавала в пяти метрах от берега. Спина и голова ее торчали над водой. Она медленно выписывала какие-то фигуры, словно зазывая нас принять водные процедуры. Понаблюдав за рыбьими выкрутасами, стая взрослых теток залезла в воду, и направились к рыбине. Ей было абсолютно на нас наплевать. Она невозмутимо продефилировала между нами, едва не касаясь нас, и замерла возле моих колен.

- Лови ее, лови! - крикнула мне Машка.

- Хватай за хвост! - загалдели подружки.

Сунув руки в воду, я осторожно подвела их под красотку, переливающуюся серебром. Она лишь слегка пошевелила плавниками. Схватив рыбину, я вытащила ее из воды, и тут она начала скользко извиваться, чего моя тонкая натура вынести не могла. Выпустив добычу из ладоней, я завизжала, как резаная. Этот визг, подхваченный подругами, слышали, наверное, в Архангельске. На берег мы выскочили одним прыжком, словно рыба гналась за нами. А рыба улепетывала в противоположном направлении, почему-то так и не погрузившись в воду, словно она не рыба, а ондатра.

Это было еще то зрелище. Отдышавшись, и оглядев друг друга, вздрюченных и мокрых, мы хохотали до колик в животе. Народ на пляже и прибрежных дюнах таращился на нас, как на ненормальных. Когда через час бой-френд одной из нас присоединился к нашему пляжному отдыху, пойманные Машкой рыбки уже тихо перешли в мир иной. А мы все еще эмоционально перетирали все детали и приколы нашей рыбалки вручную. Гоша, в свое время немало рыбачивший, осмотрел улов и сообщил, что в пакете у нас лежат лещи. Но вид лещей ему чем-то не понравился. Препарировать тушки, несмотря на его горячее желание произвести операцию тут же, было все же решено дома.

Рыбий бычий цепень

Бабья рать уже строила планы на ушицу из леща. Но, вспоров рыбье брюхо, Гоша свистнул нас на кухню, и стало ясно, что ухи не будет. Обе особи были буквально нашпигованы белыми червями. Рыба отправилась в мусоропровод, тетки с Машкой выстроились в очередь к раковине: руки с мылом мы драили так, словно вывозились в чем-то смертельно опасном.

Неделю мы ждали, что вот-вот у нас начнется дизентерия, лихорадка или еще какая беда. Рыба с червями снилась в кошмарных снах. В конце концов я не выдержала, позвонила в областную ветеринарную лабораторию. Как рассказала заведующая химико-токсикологическим отделом Ольга Плотникова, про нашу рыбку в лаборатории уже знали. Кто-то из северодвинцев доставил туда свой улов, причем одну рыбину черви пробурили насквозь, и она плавала с ягринкой водице с зияющей дыркой в боку, из которой торчали отожравшиеся паразиты. Видно, ахнула я от ужаса весьма выразительно, потому что Ольга Владимировна тут же поспешила меня успокоить:

- Да не волнуйтесь вы так, и другим передайте, что ничего страшного не случилось! Паразиты, обнаруженные в вашей рыбе, называются лигулами, это чисто рыбьи гельминты. У жителей подводного мира лигулез встречается часто, но для человека он не опасен. Рыбу даже можно использовать в пищу, если удалить внутренности, потому что лигулы живут только в полости тела, не проникая в мясо. А мы же требуху и головы выбрасываем, так что, вычистив своих лещей и хорошенько их проварив и съев, никакого вреда своему здоровью вы бы не причинили.

Как выяснилось, рыба, как и человек, может болеть кучей разных болячек. Тот же лигулез сопоставим с человеческой паразитарной хворью. Помните в старых учебнике анатомии была картинка с бычьим цепнем? Здоровый такой червь, который может вполне мирно и незаметно поживать в наших кишках, не проявляясь до определенного момента. Пока не разжиреет по каким-либо причинам. Вот и лигулы в рыбе живут себе веками, никому не мешая, ни рыбам, ни рыбакам, пока не происходит чего-нибудь аномального. Вот если бы рыбка подцепила анизокидоз, то тут нам надо было бы быть начеку. Эта дрянь как раз поражает мышцы морских рыб, но тут нас Бог миловал. Лигулы попортили рыбке товарный вид, не сделав ее несъедобной. Но, правда, и полезности рыбному деликатесу не прибавили.

Рыбы свихнулись от жары

В данном случае причиной буйного разрастания лигул в бедных рыбах семейства карповых стала аномальная августовская жара. Как пояснила Нина Бушуева, начальник отдела организации рыбоводства и мелиоративных работ Федерального государственного управления "Севрыбвод", куда я тоже обратилась за комментариями, подобные ситуации не внове для специалистов.

- На каждое явление есть свое объяснение, - сказала Нина Павловна, которая за много лет работы повадки и проблемы северных рыб изучила так, что любого рыбака за пояс заткнет. - И речная-то рыба наша в абсолютном большинстве хладолюбивая. Налим мрет уже при плюс 19 градусах, семга - при плюс 27 градусах, а при 22-24 ей уже дурно. Единственное, пожалуй, исключение - плотва, та и при 24 градусах резвится себе в удовольствие. А для морских обитателей жара - просто беда. Станет прохладнее, и рыба в норму придет.

Надо сказать, что Ягры не единственное место, где приключилась рыбья болезнь. Аналогичная ситуация наблюдалась в августе около острова Кумбыш. Большой косяк крупных рыб вел себя так, словно пребывал в коматозном состоянии. Видимо прогретая водица Северной Двины, вливаясь в беломорские просторы, разбавила в общем-то прохладную морскую обитель до пограничного для рыб состояния. Плохо было чешуйчатым! Да уж. Был бы у рыбы ум, она бы от жары сошла с ума. От червивой интервенции она теряет иммунитет, замедляется процесс обмена веществ, атрофитруются внутренние органы - рыба становится вялая, сонная, малоподвижная, в общем - ни рыба, ни мясо.

Но, если мы себе в брюхо глистов и прочих паразитов заносим, нарушая правила гигиены, то, как цепляет эту пакость рыба? Или что, тоже руки, то есть плавники, не моет?


Лещ лещу: - Мы теперь с тобой на эту рыбину похожи стали!

Бить паразитов властными мерами!

Геннадий Коровин, руководитель ФГУ "Севрыбвод", - возможной причиной заболевания рыб называет нерегулируемый сброс фекальных и промышленных стоков в водоемы. Пытаюсь выяснить, было ли что-то из ряда вон выходящее в районе ягринского пляжа. Никакой тревожной информации на сей счет. Как, впрочем и в отношении территории вблизи Кумбыша. На что Нина Бушуева дает интереснейшее сравнение, проводя ликбез для любопытствующих субъектов, к коим мы с подругами, несомненно, относимся. Оказывается, для рыбьего населения фекальные сбросы в малых количествах - даже благо. Как с солью в еде: без соли никуда, положишь в меру - вкусно, а сыпанешь лишка - есть невозможно.

И еще, если рыбе от жары нерадостно, то для паразитов, в рыбе живущих, тепло - лучший стимул для размножения и разрастания. Некоторые экземпляры червей достигают невероятных размеров. Беседуя со специалистами, пришла к такому сравнению: борщ в холодильнике может неделю стоять и не портиться. А оставь кастрюлю летом на кухне, назавтра борщ превратится в инфекционное месиво. Всякие бактерии превратят чудное блюдо в черте-что. Так и с рыбой, которой создатель повелел жить в холоде, - при жаре она становится инкубатором для простейших.

По словам Ольги Плотниковой, бороться с болезнью в естественных водоемах очень сложно. В том числе потому, что разносчиками паразитов являются и птицы, питающиеся рыбой. Один из методов - отпугивать птиц от мест гнездования вблизи населенных пунктов. Можете себе представить, как на ягринском берегу или в сосновом бору скачут специально обученные люди и гоняют пернатых с насиженных гнезд? Забавно, но нереально. Другой вариант - отлавливать рыбу и пропускать через электрошок. В идеале ослабленные особи должны погибнуть, а здоровые - стойко процедуру пережить и отправиться обратно в водоемы. Однако в Архангельской области такой метод не используется, это очень сложная штука, сравнимая с анестезией при операциях у людей. Промахнешься с дозой - и наркоз может стать причиной того, что человек отправится к праотцам. Так и тут, шарахнешь чуть сильнее током - и вся рыба всплывет кверху брюхом.

Но, что же, ничего не делать вовсе? Ведь заболевание карповых может привести к уменьшению их популяции. Проблему можно решить, считают специалисты, если принять региональную программу по воспроизводству водных ресурсов. Финансировать ее должны предприятия - загрязнители среды. Выявить, какое именно сбросило то или иное вещество, повредившее рыбьему здоровью, - дело техники. Подобные программы вполне успешно реализуются в Тюмени, в Западно-Сибирском регионе, в Питере. Разрабатываются такие программы региональными властями с привлечением науки и специалистов-рыбоводов. Губернская власть к такой работе готова. В ближайшие дни этот вопрос будет обсуждаться в обладминистрации.

Приятного аппетита!

Напоследок для любителей экзотики сообщу, что лигулы, обнаруженные в ягринских карповых - не что иное, как чистый белок. Слышали, наверное, что в некоторых азиатских странах едят жареных опарышей? А лигулы стоят в одном ряду с опарышами в рецептах экзотической кухне для любителей экстремальной кулинарии. Меня, конечно, под дулом пулемета, не заставить это лакомство попробовать. Но знатоки уверяют, что жареные червяки - это вкусно!


Елена БОЙКО

Контакт: narodrevizor@mail.ru

[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ] [ФОРУМ]

Hosted by uCoz