№23 (023) 01 - 08 августа 2007 г.


[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ]

__Н еотложка____

Наплевать, что инвалид. У меня-то не болит!

Инвалид – это звучит гордо! Не верите? Попробуйте сейчас получить такой статус, и лично убедитесь, что для этого необходим не только тяжелый телесный недуг, но и сила воли, а также изрядный запас терпения. Согласитесь, люди, которые обладают таким набором качеств, достойны всяческого уважения.

Армия инвалидов различных степеней ограничения трудоспособности насчитывает в нашем городе около 16 тысяч человек и, по словам сотрудников органов социальной защиты, год от года становится все многочисленнее. Причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности, виды, объем и сроки проведения реабилитации, а также меры социальной защиты граждан определяет медико-социальная экспертная комиссия – МСЭК. В Северодвинске работают федеральные государственные учреждения «Главные бюро МСЭК по Архангельской области» №8 и № 9, которые обслуживают городское население, и еще одно бюро при ЦМСЧ-58, что решает аналогичные проблемы работников предприятий ГРЦАС. По словам С.В. Шульмана, возглавляющего учреждение №9 и бюро при ЦМСЧ-58, ежегодно северодвинские специалисты принимают около шести с половиной тысяч человек, то есть в среднем по 26 - в день. И, судя по утренним столпотворениям у поликлиники ЦМСЧ-58 и по потоку жалоб в горздрав, в другие инстанции, с наплывом посетителей северодвинские МСЭК уже не справляются. А в середине нынешнего лета мытарства инвалидов достигли апогея.

История №1 - Анна

Вот небольшая история Анны, инвалида 2 группы. Чтобы попасть в заветный 202-й кабинет поликлиники ЦМСЧ-58, где заседает МСЭК, за несколько дней до этого она провела всю ночь на ногах. С 5 утра стояла в живой (!) очереди таких же немощных людей, чтобы подать документы и получить талончик на комиссию.

- Толпились все сначала у дверей поликлиники! Потом нас пустили в коридор. Там хоть присесть можно!

Примерно в час дня, после восьмичасового стояния-сидения (целый рабочий день, без перерыва на обед!) документы у Анны приняли, и она, совершенно обессиленная, побрела восвояси, зажимая в кулаке заветный талончик.

- Народу было много, больше 50 человек, а документы принимают только у 18-ти. Я была предпоследней, мне повезло! – уверена женщина.

Беседовали мы с Анной в день заседания комиссии, когда она вновь провела в присутственном месте пять часов кряду. Правда, на этот раз уже в коридоре, на клеенчатом диване, а не на улице. Вот радость-то!

Может, поэтому не особенно роптала, хотя пришла заранее, к 11-30 (в талоне значилось: с 12-00 до 15-00). Кстати, сам прием занял минут десять и состоялся он в 16-30. Почему так поздно? Председателя комиссии, который здесь по совместительству, куда-то вызывали, и инвалиды несколько часов терпеливо томились в его ожидании. Получив, наконец-то, заветные бумажки, Анна заспешила домой, едва не забыв в кабинете сумку:

- Везде ее забываю, беда просто! Хорошо, люди добрые напоминают! И вам спасибо! – сказала она на прощание людям в белых халатах, на прием к которым так долго продиралась.

История № 2 - Анатолий

Он в ожидании председателя комиссии коротал часы на соседнем диванчике. Прежде много лет трудился в 7-м цехе Севмаша, заработал профзаболевание, но вовремя не оформил документы: думал, ни к чему. И был неправ. Понял это сейчас, когда пришлось проходить медико-чиновничьи инстанции, прежде чем вышел на финишную прямую.

Документы в МСЭК Анатолию удалось подать только со второго раза. Сначала пришел к 7 утра, но только зря провел в очереди время, так и не попав в число счастливчиков.

Наученный горьким опытом, на следующий день он встал в 4. Думал, что будет первым, но оказался 13-м. Первый, оказывается, занял «боевой пост» еще в час ночи! Такие вот они ранние пташки, эти инвалиды!

История № 3 - Надежда

Надежде маяться с подачей документов не пришлось, медики из ягринской заводской поликлиники сами переправили все бумажки и передали ей направление на комиссию вместе с талончиком, в котором было указано то же время: с 12 до 15 часов. Она приехала к 12-30. Надежде светила 1 группа и 3-я степень ограничения трудоспособности, то есть полный запрет на работу, поскольку позади две операции по поводу онкологии и весьма туманный прогноз на будущее. Но в последнее время ее самочувствие улучшилось, и, трудоголик по натуре, она рвалась на завод. Хоть на несколько часов в неделю, чтобы был стимул для выживания.

- Коллеги ждут, начальник во всем идет навстречу, - Надежда надеялась уговорить председателя на вторую группу инвалидности, хоть и с ограничениями, но позволяющую трудиться.

Она вытерпела на диванчике в коридоре почти пять часов, поджидая занятого руководителя, но… Он Надеждины надежды не оправдал. Первая – и никаких гвоздей!

Но как же, - возражала она, - сидеть здесь по пять часов мне можно, а на работе, где у меня куда более комфортные условия и исключительно умственная деятельность – нельзя?

За ее спиной сотрудники МСЭК пренебрежительно пожимали плечами и сочувствовали начальнику, которому приходиться объяснять бестолковым людям элементарные вещи. Потом начали шумно собираться домой, громко обсуждая планы на вечер, демонстративно отмахиваясь от назойливых посетителей.

- Типа, бери свои бумажки, да поезжай домой, нечего тут занятых людей отвлекать. А до того, что человек переживает личную трагедию, что не хочет тихо умирать и цепляется за последнюю соломинку, им дела нет, - тихо с болью делилась Надежда после визита. – Видимо, души их обросли профессиональными мозолями, и на всех больных людей, с которыми сталкиваются каждый день, сердца уже не хватает...

Нельзя или не хочу?

Очереди на прохождение МСЭК возникли, скорее всего, оттого, что в последние годы изменился порядок присвоения инвалидности. Если раньше многие люди получали бессрочную степень, то сейчас таких практически нет. Все должны раз в два года, а многие и раз в год подтверждать свой болезненный статус. Да и количество инвалидов, как уже говорилось выше, постоянно растет. Плюс к этому сотрудники МСЭК, как и все прочие работники, имеют право на отпуск, чем и пользуются, закрывая летом по очереди на месяц сначала одно, а потом другое учреждение.

Есть ли какой-то выход из ситуации? Обратилась с этим вопросом в городское управление здравоохранение, но там только руками развели – МСЭК подчиняются областным и федеральным структурам, и городские власти повлиять на них никак не могут. Разве что указать на недостатки, что не раз делалось.

Тем не менее уверена, что при желании всегда можно проблему решить. Ведь разрулили же огромные очереди в Пенсионном фонде! Мэр тогда взял ситуацию под личный контроль, и вместе с руководителем искали пути решения. Сейчас там ввели запись, оптимизировали работу сотрудников, установили электронные табло. И начали поступать благодарности от посетителей… Ведь могут же, когда захотят. Может, и здесь стоит снять шоры с души и прислушаться к людям, которым нужна наша помощь?!


Ольга СТОЙКОВА

Контакт: narodrevizor@mail.ru

[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ]

Hosted by uCoz