№21 (021) 04 - 10 июля 2007 г.


[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ]

__З ри в корень!____

ФиГа для туриста
Могут ли северодвинцы, отправляясь в отпуск по путёвке, чувствовать себя под защитой государства?

52 тысячи рублей выплатить пострадавшей туристке – такое решение принял городской суд, рассмотревший иск северодвинки Веры Королёвой к агентству «Шантур». Кроме того, 26 тысяч подлежат перечислению в федеральный бюджет и 30 тысяч рублей – на счета московского туроператора.

Не видеть нам берег турецкий…

Два года назад в разгар отпускного сезона, приехав в Шереметьево-2, Вера Королёва узнала, что в списках вылетающих в Турцию пассажиров ни она, ни её дочка не значатся.
- Как же так?- удивилась северодвинка, - это какая-то ошибка, путёвки оплачены…

В шесть утра ни в офис «Шантура», ни туроператору – «Натали-турс» плачущая женщина, естественно, не дозвонилась. Лишь через три часа удалось узнать: тур, в который отправились северодвинки, просто-напросто аннулирован.

Как выяснилось, пока путешественницы в предвкушении заграничного отдыха тряслись в поезде «Архангельск – Москва», «Натали-турс» предложило северодвинскому агентству отменить поездку. В связи с тем, дескать, что не сможет обеспечить обратный вылет туристов на родину. Но ООО «Шантур» решает по своему: срочно находит другого тур-оператора. А информацию об этом сбрасывает северодвинкам… СМСкой.

Результат – испорченный людям отпуск, судебная тяжба, сто с лишним тысяч рублей с ответчика.

Подобные истории для турбизнеса – не исключение. Хотя следует отметить, что в Северодвинске таких случаев немного: за последние три года – четыре судебных иска, да сейчас еще два заявления ждут разбирательства. Понятно, что и для одного человека испорченный отдых- потеря нервных клеток. Однако массового «кидалова», когда фирмы-однодневки исчезают с деньгами за путевки, в городе всё-таки не было. Все северодвинские турагентства работают давно и, как правило, надежно, с туроператорами у всех налажены связи.

И все же поправки к федеральному закону «Об основах туристской деятельности в РФ», введённые с 1 июня, мы, организованные туристы, по-видимому, должны активно приветствовать. Они, по замыслу разработчиков, дают нам дополнительные гарантии.

Знак благонадежности

Итак, уже больше месяца государство защищает права путешественников. Теперь за брак в работе туроператоры отвечают полновесным рублем. Закон требует, чтобы каждый из них сегодня имел финансовые гарантии от банков или страховых компаний. Именно последние будут выплачивать нам денежную компенсацию, если оператор не сможет выполнить условий договора. Система финансовых гарантий стала заменой лицензированию туркомпаний, которая отменена с 1 января 2007 года. Поправки к федеральному закону «Об основах туристской деятельности в РФ» устанавливают, что на переходный период с 1 июня этого года до 1 июня 2008-го размер финансовых гарантий для туроператоров, работающих на рынке международного туризма, составляет 5 миллионов рублей, для тружеников внутренних маршрутов – 500 тысяч. По истечении этого срока сумма для «международников» должна увеличиться до 10 миллионов.

Следить за тем, чтобы туроператоры своевременно оформляли эти гарантии, будут с помощью единого федерального реестра. Он опубликован на официальном сайте Ростуризма. Свой номер в этом списке получили уже около двух с половиной тысяч фирм со всей России. Это своего рода знак благонадежности. Среди них я отыскала ООО «Компания Каргополь», ООО «Помор-тур», ООО «А Турс», работающие на внутреннем рынке, и ЗАО «Интурист-Архангельск», ООО «Туркомпания «Селена» - на международном. Эти фирмы зарегистрированы в Архангельской области.

На горбунковых турфирмы держатся

Ну, а раньше? Как добивались компенсации? Чаще всего никак. Происходила, говоря современным слэнгом, обыкновенная «разводка». Потребитель, этакий Семен Семеныч Горбунков из гайдаевского кинофильма, обращается к туроператору с претензиями за испорченный отпуск. Тот его посылает куда подальше. После полугодовых мытарств пострадавший выигрывает дело в суде. Однако туроператора это не пугает: средств на счете у него нет, имущества, кроме стола да стула, не числится... Судебному приставу остается только развести руками. В итоге, так и не получив ни морального, ни материального удовлетворения, Горбунков остается один на один со своим заявлением.

Защитить права российских горбунковых «верхи» сподвигли скандальные случаи, когда целые туристические группы, приехав к месту отдыха, оказывались без мест в отелях, питания и всего, что «включено»: отправившая их фирма «забывала» оплатить принимающей стороне услуги. Российские консульства в таких случаях тоже не сильно шевелились: мол, денег на обратные билеты дать не можем, подобной статьи в смете расходов нет. Да и вопрос, дескать, не государственный, а лично каждого туриста.

Теперь, выходит, всё должно измениться: путешественник-неудачник может рассчитывать на реальную компенсацию. Хотя от хождений по мукам новый закон туриста не спасает: банк или страховая компания, ставшие финансовыми гарантами, выплатят её только по решению суда.

МИД предупреждает…

Закручивание «гаек» в турбизнесе началось ещё до вступления законодательных поправок в силу. Так, по просьбе Ростуризма МИД предупредил все посольства, что с 1 июня выдавать визы необходимо лишь туроператорам, которые вошли в реестр. И консульства многих стран (Греции, Испании, Италии, Болгарии) еще в апреле заявили, что у фирм не имеющих этот знак благонадежности фирм могут возникнуть проблемы. «Гром грянул» летом: у тех, кто не получил в реестре номер, представительства Италии и Болгарии в Москве отказываются принимать документы для оформления виз. Кроме того, как сообщил глава Ростуризма Владимир Стржалковский, готовится приказ Минтранса, запрещающий авиаперевозчикам заключать договоры на выполнение с такими туроператорами чартерных программ.

«Пилят» рынок

Еще до принятия закона в первом чтении по стране прокатилась волна пикетов служителей туриндустрии. Начали, как водится, со столицы, где собрались представители более чем пятидесяти субъектов России. Затем несогласие с предложенными Ростуризмом нововведениями выразили в регионах: почему не учитывается, что подавляющее большинство туркомпаний – это малый бизнес с годовым оборотом от 5 до 50 миллионов рублей? Почему одна и та же сумма гарантий определена для фирм, отправляющих тысячу туристов, и для тех, кто зарабатывает на ста тысячах клиентов в год? Лоббисты закона, утверждали пикетчики, тем самым подводят страну к переделу рынка туристических услуг: «Олигархи против нас выдвигают свой указ».

В целом «ФиГа» (так в народе прозвали финансовую гарантию) туркомпаниями одобрялась. Но плясать, по мнению специалистов отрасли, следовало не от московских показателей, не уравнивая всех, а исходя из оборота конкретных фирм. То, что поправки к закону нуждаются в серьёзной доработке, считает и руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев: «Они могут привести к резкому сокращению инфраструктуры туристических услуг, монополизации рынка и, как следствие, – существенному увеличению стоимости обслуживания при общем снижении качества».

То, что стоимость путёвок возрастет, говорят многие. И гаранты – банки и страховые компании, и турфирмы - далеко не благотворители. Поэтому дополнительные расходы на «гарантии» будут переложены на плечи туристов. Ведь даже один банковский процент от пяти миллионов – это уже 50 тысяч рублей. Для крупных туроператоров это не та сумма - заплатят и забудут. А вот на компаниях, отправляющих небольшое количество туристов, такие издержки скажутся. Вернее, скажутся на нас с вами. И ещё большие проблемы возникнут через год, когда сумма гарантии будет увеличена до 10 миллионов.

Кто печёт этот «хлеб»?

Честно скажу, я, как и большинство рядовых туристов, для кого выезд за границу – это событие, а не обыденность, не больно-то разбираемся, чем отличаются друг от друга турагент и туроператор. Ликбез мне провела девушка из новодвинского турагентства «Индиго», с которой вместе оказались в архангельской маршрутке.

Оказывается, турагентств у нас в области порядка 30-40. Операторов обычно раз в пять меньше (в Северодвинске, к слову, их нет вообще). Туроператор – это тот, кто создает туристический продукт и затем реализует его турагентству. И именно оно уже имеет дело с конкретным туристом. Если проводить аналогию, то оператор - это как бы хлебокомбинат, который печет хлеб, а турагентство – магазин, который его продает.

По закону «О защите прав потребителей» иск за некачественный хлеб, турпутевку или другой продукт мы можем предъявить как к тому, кто его реализовал, так и к производителю. Поэтому, чтобы без проволочек отсудить компенсацию за истрепанные нервы и истраченные деньги, в договоре должен быть указан оператор. Данные о том, внесен ли он в единый федеральный реестр, а также его юридический адрес можно узнать на сайте Ростуризма (www.russiatourism.ru). Если здесь все в порядке, нелишне узнать, какой банк или страховая компания выдала туроператору гарантии. Созвонитесь с ними и, если получили подтверждение, смело покупайте тур.

Древо жизни вечно зеленеет

Не стоит забывать, что федеральный закон прописывает только основные положения туристической деятельности. Многие нормы требуют пояснения на уровне подзаконных актов, детально регламентирующих порядок применения этих положений. Например, по закону туроператор обязан оформить фингарантии на срок не менее года, а судебные разборки могут затянуться. И легко представить себе ситуацию, когда этот год истечет раньше, чем турист получит судебное решение.

Или неясными остаются основания, по которым потребитель может предъявлять к туроператору претензии. С юридической точки зрения в суд турист может подать на турагентство, где купил путевку, - с туроператором же он дела не имел. А деятельность агентств фингарантиями не обеспечена…

Открыт вопрос и о том, какие именно риски обеспечены страховыми и банковскими гарантиями. Не секрет, что в России до неприличия низкое возмещение за задержку рейса самолета – всего 25 рублей в час. Компенсация за сутки ожидания в аэропорту в итоге составляет 600 рублей (в Европе – от 200 до 600 евро). Связываться с Фемидой при таких суммах турист будет разве что из принципа.

Всё это и многое другое пока вызывает и вопросы, и споры. Надежда специалистов на практику: в течение летнего сезона, говорят они, закон пройдет обкатку, и все плюсы и минусы выявятся. «Суха теория, мой друг, но древо жизни вечно зеленеет».


Уходя в отпуск, в тонкости туриндустрии вникала
Мария ШМИДТ

Советы путешественникам

  • Если вас не устраивает качество предоставления туруслуги, необходимо сохранить все туристские документы: договор, ваучер, турпутевку, подтверждение оплаты. Для получения компенсации придется собрать как можно больше доказательств неисполнения условий договора – чеки у таксистов, автобусные билеты, подтверждение, что жил в гостинице и питался за собственный счет и пр. Правда, механизм получения компенсации довольно неудобен: если фирма не захочет полюбовно решить вопрос, суда не избежать.
  • Необходимо доказать, что во время отдыха вы не получили то, что рассчитывали. Например, если вас поселили в трехзвездочном отеле вместо пяти, нужно взять соответствующую справку о его категории. Если какая-либо услуга не оказана, например, отменена оплаченная экскурсия, потребуйте замены на аналогичную на месте, либо получите письменное подтверждение отмены у представителя турфирмы.
  • В течение 20 дней после окончания тура можно отправить претензию в турфирму. Ее пишут в свободной форме, при этом важно указать пункты договора, которые были нарушены, а также не стесняйтесь ссылаться на нормы законов («Об основах туристской деятельности в РФ», «О защите прав потребителей»). Желательно приложить к заявлению копии счетов при вынужденных расходах (это будут документальные подтверждения). Один экземпляр оставьте у себя.
  • Отправить эту претензию можно по почте заказным письмом с описью и уведомлением о вручении (квитанцию и уведомление сохраните). Турфирма обязана принять претензию и в течение 10 дней сообщить вам о принятом решении.
  • Желательно, чтобы в договоре или турпутевке были подробно указаны конкретные условия путешествия. Особенно те, которые существенны для туриста. Например, вид из номера на море, шведский стол, а не континентальный тип питания, наличие кондиционера, условия и порядок передачи документов на получение въездной визы.
  • Если в готовом договоре не указаны какие-либо важные для вас детали, их можно вписать под документом от руки, скрепив подписями сторон.
  • В приобретенной в турагентстве путевке должны быть обязательно указаны реквизиты туроператора и сведения о предоставлении финансовых гарантий.
  • Не соглашайтесь на условие, что компания по своему усмотрению может менять отель, даже если он будет такой же или более высокой категории. Из-за этого пункта не раз возникали проблемы, так как туристов переселяли в худшее место, и они ничего не могли сделать.

    Контакт: narodrevizor@mail.ru

    [ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ]

    Hosted by uCoz