№18 (018) 30 мая - 05 июня 2007 г.


[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ]

__Ё карный бабай!____

Зуд в скорбных местах

Чешемся все?

Дочь маршала Малиновского говорит тихо и, похоже, едва сдерживает подступающие к горлу слезы:
- Пусть в Мытищах будут новые захоронения. А прах тех, кто уже обрел покой, в том числе и отца, тревожить не надо…
На экране ЦТ – кадры будущего Федерального военного мемориала, который воздвигается для VIP-персон в Подмосковье (читай об этой стройке века в «НРъ» №15). И вот уже телевизионщики поднимают вопрос о выносе урн из Кремлевской стены. Готовы потревожить кости и тех, кто лежит рядом с Мавзолеем в могилах. «Строящийся мемориал, - подхватывают печатные СМИ, - удобное место для перезахоронения, в том числе и «тела №1» - В.И. Ленина».

О Мавзолее говорить не будем. Хотя, наверное, предать тело земле было бы по-христиански. Речь – о другом. Таскать могилы, памятники с места на место, похоже, с чьей-то легкой руки начинает входить в моду. Хотел написать о «таллинском синдроме». Эстонский премьер г-н Ансип, главный «эксгуматор» воинского захоронения и зачинщик переноса Бронзового солдата, 9 мая, наверное, праздновал победу. Что ж, Господь каждому воздаст по делам его… Но отчего мы-то в России, бросая камни в сторону балтийского соседа, о своих грешниках говорим гораздо тише.

А ведь когда за месяц до великого праздника экскаватором выкапывают кости летчиков-героев, как это произошло в подмосковных Химках, - разве это не такое же кощунство? Разве это не больно?.. Чесотка – болезнь заразная. И, как говорят знатоки, самое противное – «приятная»: чешешь – и все время хочется!.. Так и у нас. Зуд, по-моему, начинает распространяться по всему телу – «от Москвы до самых до окраин». Докатилось, похоже, это почесывание и до нашего Северодвинска.

И у нас, «как у людей»?

Неделю назад на заседании общественной комиссии по топонимике в администрации города рассматривалось обращение директора ООО «ВМК «Мемориал» г-на Придеина к председателю городского Совета В. Иванову о переносе скорбного камня, установленного в память моряков АПЛ «Курск» на Ягринском воинском мемориале.

Холдинг Военно-мемориальных компаний «Мемориал» создан в 1999 году. Это динамично развивающееся предприятие, работающее на рынке ритуальных услуг. В его состав входят компании городов Москва, Санкт-Петербург, Самара, Владимир, Иваново, Тверь, Калуга, Ярославль, Московской, Архангельской, Ленинградской областей, Карелии. За 8 лет предприятиями холдинга было увековечено более 35 тысяч участников Великой Отечественной войны и ветеранов силовых структур.

По сути, получается, что ВМК «Мемориал» - это такой же комбинат ритуальных услуг, только во всероссийском масштабе. Но если до сих пор он обустраивал захоронения ветеранов, причем за счет средств Федерального бюджета, - теперь, по-видимому, вознамерился заняться делами более монументальными, оплачивать которые, судя по всему, должен уже бюджет местный.

Чего же хочет от городской власти г-н Придеин?
Предлагаю, пишет он, перенести памятный знак «Курску» в черту города. «Для примера, данной территорией может послужить участок по улице Карла Маркса между кинотеатром «Сириус» и Профсоюзной библиотекой, вместо бывшей городской Доски почета».

Какие же мотивы приводятся?
В настоящее время, утверждает Н. Придеин, скорбный камень требует ремонта. А если «территориально приблизить мемориал к населению и гостям города», появится возможность «достойного ухода за ним и обеспечения его сохранности».

Не ограничившись предложением, директор прилагает к письму эскиз мемориального сооружения. Смотришь на это «чудо», что предлагается воздвигнуть в центре Северодвинска, и диву даешься. Ни дать, ни взять – сельское кладбище. Прокатитесь по средней полосе нашей России – везде такие могильные плиты… Впрочем, это дело вкуса. И архитекторов со скульпторами. Кстати, главный архитектор Северодвинска Светлана Строганова считает, что расположение монумента на берегу моря «вполне для него органично и наилучшим образом его предназначению отвечает». И это подтверждается опытом создания других мемориалов: вспомним хотя бы знаменитый памятник затопленным кораблям в Севастополе. Никто его в центр города не тащит.

Визитная карточка - памятник

Казалось бы, на этом можно успокоится и поставить точку. Ну, мало ли в администрацию и горсовет поступает различных предложений! Но дело в том, что обращение Н. Придеина, как ни странно, получило серьезную поддержку. В лице председателя горсовета Владимира Иванова. Не знаю уж, что им двигало – желание перенести скорбный камень под свои окна (говорят, он живет как раз в доме с библиотекой), или что-то иное, - но на заседании комиссии по топонимике Владимир Николаевич идею переноса, как утверждают участники обсуждения, с присущей ему энергией бурно поддержал. Мол, памятный знак не имеет никакого отношения к Яграм, он удален от центра города, этим мы ограничиваем северодвинцев в их желании поклониться памяти погибших подводников. Считаю, что такой памятник, заявил председатель, должен стать визитной карточкой города корабелов.

Странная, честно говоря, визитная карточка – памятник погибшим!.. Но не будем придираться к тому, что, скорее всего, сказано в эмоциональном запале. Желание украсить город к его 70-летию вполне понятно. Только зачем делать это за счет перетаскивания того, что есть, с одного места на другое?

Скверы - для живых

Не лучше ли всерьез заняться в Северодвинске так называемыми малыми формами? Попытаться благоустроить еще сохранившиеся кое-где скверы, восстановить прежние и соорудить новые фонтаны. Но улице Ломоносова, в двух шагах от пересечения его с проспектом Ленина, от такого фонтанчика с «рыбками» осталась одна заплеванная чаша. А скверик здесь может быть чудесный! Или возьмем ту же малую скульптуру. Когда-то чуть ли не в каждом дворе стояли бетонные девушки с веслом, пионеры с горнами… Смешные советские символы. И тем не менее по своему дворы украшали. Недавно на заседании той же комиссии рассматривался вопрос об установке памятника тюленю: организация «Дети войны Молотовска» предлагает увековечить морского зверька, спасшего в военные годы множество жизней. Почему бы это в каком-то дворике и не сделать?

«Превращать существующие зеленые скверы в места, где обязательно располагаются памятники только погибшим, - пишет в комиссию Светлана Строганова, - это неправильно». В Петрозаводске, например, на набережной Онежского озера стоят десятки причудливых и милых скульптурных композиций – подарки городов-побратимов. Все это чудесно украшает город…

Не тревожьте память

Что же касается главного аргумента – стремления таким образом уберечь скорбный камень от разрушения и вандалов… Тогда давайте и главный Ягринский мемориал с Родиной-матерью и могилами переносить в центр города. К тому же, если пользоваться аргументами Владимира Иванова, захоронения эти тоже не имеют отношения к Яграм: ведь госпитали в годы войны находились отнюдь не на островной части.

Мне кажется, в Ягринском бору мемориал выглядит не просто достойно, но здесь он и гораздо сохраннее. Давайте посмотрим на оставшиеся без ног в центре города скульптуры на площади Корабелов. Или опять-таки вспомним об исчезающих буквах с Памятного знака ратному подвигу северодвинцев в сквере напротив мэрии. Комментарии, думаю, излишни.

…В Таллине перенесли памятник Бронзовому солдату, считая его «символом оккупации». В Химках власти нашли другой предлог: якобы, на Ленинградском шоссе, рядом с памятником летчикам, собираются, оставляя следы своей жизнедеятельности, местные проститутки. Надеюсь, у нас по здравому размышлению дело все-таки не дойдет до раскапывания могил на Яграх. Уж очень опасный этот зуд. Если мы вовремя не излечимся, отнесемся к этой болезни слишком просто, а то и как к делу вообще приятному, - совсем не исключено, что с еще большей легкостью будут упражняться с отчими памятниками наши дети.

Ну, а пока вопрос о скорбном камне все еще не закрыт. Комиссия перенесла его рассмотрение на осень. Сейчас принято решение посоветоваться с Беломорской военно-морской базой и Центральным военно-морским полигоном. Может быть, хоть у моряков хватит здравого смысла, и они выскажутся за то, чтобы не тревожить память подводников, оставить скорбный камень на берегу. Откуда подводные крейсеры уходят в море.


Виктор ХОЛСТОВ

Контакт: narodrevizor@mail.ru

[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ]

Hosted by uCoz