№12 (012) 11 - 17 апреля 2007 г.


[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ]

__М ыло гашего городка ____

Приключения алюминиевого мужика

- А он сидит или стоит?
- О, деревня... Ну, ты даёшь! Кто же его посадит? Он же памятник!...
"Джентльмены удачи"

- Тьфу-тьфу, - перекрестился таксист, - в дождь еду – мужик сидит, в снег – снова он… Может, уже что-то блазниться стало?..
Мы только что миновали последний железнодорожный переезд на выезде из Северодвинска, и водитель ткнул пальцем куда-то влево. Метрах в пятидесяти от дороги возле невысокого складского здания, за оградой, неподвижно застыла какая-то серая фигура…

Как мы познакомились

Было это несколько лет назад. С тех пор, отправляясь в Архангельск и возвращаясь домой, каждый раз невольно бросал взор в сторону «сидящего» незнакомца. Любопытство, конечно, разбирало: кто это, буквально не сходя с места, несет в любую погоду вахту?.. Но проедешь – и за делами забудешь.

И вдруг недавно удалось «познакомиться». В разговоре с Игорем Ефремовым, заместителем директора ЗАО «Северная империя», выяснилось: база на выезде принадлежит этому предприятию.
- А что за человек у вас там постоянно дежурит?

И Игорь Николаевич рассказал интересную историю. Оказывается, «мужик» этот – алюминиевый. Привез его на базу в середине 90-х Владимир Антуфьев, с которым они вместе с Ефремовым проходили срочную армейскую службу.
- Не знаю, уж где он его нашел, но рассказывал, что одно время «жил» этот «мужик» у него в квартире… Володя вообще очень интересный человек, хотите – познакомлю, - предложил Ефремов. – Постоянно что-то придумывает, изобретает. Водометный катер со своей конструкцией движителя построил. Много лет с братом на даче на уникальном мотокультиваторе землю пахали – сами сделали. А еще изобретал самолет…

У кого из нашей братии, журналистов, глаза бы тут не загорелись! Неужели где-то в гараже, как рисовало воображение, стоит крылатая машина? Но когда познакомились с Антуфьевым, тот пыл остудил: летательный аппарат пока все еще в проекте. В свое время с уфологами по стране побродил, НЛО, считает, отнюдь не легенда: тарелки – не тарелки, но необычно двигавшиеся в воздухе объекты видел. Вот тогда и задумался о самолетах и экранопланах. Но это – будущее. А сегодня у изобретателя, как у всякого творческого человека, пауза. Нужно собраться с мыслями, подумать.
- Ну, ладно, - перестаю его мучить. – А об алюминиевом-то пришельце расскажете?..
И вот что услышал.

Сам себе режиссер

Сидел как-то Антуфьев дома. Тогда жил на Яграх, на улице Логинова. Как обычно, что-то выдумывал и пивко попивал. Приходит сосед.
- Слушай, знаешь в Тойнокурье гараж у дороги? Возле него столько всего…
Умелому человеку любая железка – в дело. А тут, по словам соседа, и автомобильные колеса, и мост от «Москвича»… Словом, поехали.
- Там и валялся алюминиевый мужик. Сказал бы, что скульптура губернатора, но тогда Тойнокурье родиной губернатора не называли – рулил областью еще Балакшин.
В общем, загрузили в антуфьевский грузовик, что могли. В том числе и алюминиевого человека.
- И куда вы его?
- А привезли домой. Я жил на четвертом этаже. Весил этот памятник килограмм 40, за шею веревку привязали и потащили потихоньку на балкон… Когда затаскивали, было уже три часа ночи. Я и говорю соседу: «Представляешь, кто-то в окно выглянет?» А тот (на третьем этаже, подо мной жил) давай жене наяривать снизу: Оля да Оля!.. та спросонья – к окну: «Чего орешь-то?» Глянула, - а там… «Ой, батюшки!» - завопила – металлическая рожа на нее уставилась…
В общем, - продолжает рассказ Владимир, – он у меня долго в комнате сидел. Выпить захочу – чокнусь. Язык за зубами держать умеет. Нормально… Только кто из знакомых заходил – иной раз пугался. Из-за этого я его все-таки на балкон определил.
Пришел как-то Геннадий Корнеев, он на стройке прорабом работал. С ним мы вместе за «тарелками» охотились. Снял меня с «мужиком» на камеру и в передачу «Сам себе режиссер» отправил. Так мы с алюминиевым приятелем на всю страну прославились.
Но расстаться все-таки пришлось. Когда переезжал с Логинова на пр.Ленина, - привез Антуфьев балконную достопримечательность армейскому товарищу Ефремову на базу. Так и несет он с тех пор здесь бессменную вахту.


Владимир Антуфьев со своим побратимом

Судьба играет

Вот такая история. И честно говоря, писать я об этом не собирался. Ну, повеселились мужики, повыпендривались. Мало ли таких ситуаций.
Однако на этом жизнь точку не поставила. Рассказ продолжил Игорь Ефремов. Оказывается, не так давно он случайно заглянул в старый альбом своей жены, в котором ее отец любовно собирал «всю биографию» дочки с раннего детства. И вдруг с одного из фото глянула на Игоря Николаевича знакомая металлическая физиономия.
Оказывается, стояла скульптура на родине супруги – в Холмогорах
- Да не одна – рядом, судя по всему, изображение космонавта. Ну и, как водится, третья фигура: женщина с книгой, олицетворяющая, по-видимому, науку. А наш северодвинский «мужик» - естественно, рабочий. В руках огромный молот. Присел на минутку, призадумался…
Услышав этот рассказ, я попросил Ефремова показать альбомные фото. И вдруг. История получила неожиданное продолжение.
Как раз в эти дни проведать дочку приехал из Холмогор тесть Игоря Николаевича. Ефремов вечером, прежде чем показать мне, снова начал перелистывать страницы альбома. И вдруг слышит за спиной голос тестя:
- Этот памятник я на берегу Двины ставил…
Ну как тут не поверишь в судьбу: эко она все перевязала!
По моей просьбе Ефремов нас с Альбином Савельевичем Носковым познакомил. И вот что от него довелось услышать:
- С шестьдесят пятого по семидесятый год я работал в Холмогорах директором комбината коммунальных предприятий. Не помню уж, каким образом, но выделили нам деньги на благоустройство. Генплан мы заказали в Ленинграде. И ленинградцы приехали со снимками, с планировкой – где что должно быть построено, где поставить какой памятник.
Эта скульптурная композиция «Космос» - типовая, конечно, не авторская работа. Но нам понравилась. Мы по фотографиям несколько таких композиций выбрали. Посвященную космосу установили напротив автовокзала на берегу Двины.
В конце 80-х фундамент из кирпича, на котором стояли фигуры, стал разрушаться. А денег на ремонт уже не было. И тогда все скульптуры перекочевали за здание райкома КПСС, к кочегарке...


На фото: А. С. Носков

На задворках?

…Как оказался холмогорский «мужик» в Тойнокурье, - это, я думаю, навсегда останется для нас тайной. Хотя, как видите, судьба иногда выделывает коленца. И сводит людей в самых неожиданных комбинациях.
И еще. На днях, направляясь мимо знакомой базы в Архангельск, я подумал: а ведь то, как сложилась «жизнь» алюминиевого рабочего – во многом символично. Сначала он был в почете, и ему, труженику, отдавали салют пионеры. Началась перестройка, реформы – и рабочий оказался на задворках. Вперед вышли «братья купи-продам». А он этим ремеслом не владел. Затем – веревка на шее. Жизнь в качестве деклассированного элемента на балконе. Теперь вот устроился в охрану. Только кончится ли на этом его история? Молот-то свой рабочий из рук не выпустил. А вдруг встанет да распрямится…


Виктор Холстов

Контакт: narodrevizor@mail.ru

[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ]

Hosted by uCoz