№11 (011) 04 - 10 апреля 2007 г.


[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ]

__Ж есткий формат____

Ночной дозор. Всем нам позор!

«Не приведи, Господи, состариться в нашей стране!» Эта мысль не раз приходила мне в голову, когда слушала рассказ Романа. Молодой человек оказался участником и очевидцем событий, которые задели его до глубины души. И он обратился в нашу газету.

В порядке живой очереди

- Все началось с того, что я вызвался помочь своей маме, - вспоминает Роман. - Она вот уже несколько месяцев пыталась получить в отделении Сбербанка на Карла Маркса, 5 бабушкину компенсацию по вкладу, который пропал в 90-х годах. Пока в банке не было денег, мама каждое воскресенье бегала туда, чтобы подтвердить в списках свою очередь. Но когда они появились, оказалось, что списки недействительны - компенсацию выдают в порядке живой очереди. И чтобы ее получить наверняка, сказали знающие люди, надо выстоять у закрытых дверей практически всю ночь.

Стоимость нотариальных услуг для оформления доверенности стоит около 500 рублей. А если вызвать нотариуса на дом, то обойдется почти в 1000 (сюда входит оформление документа, его распечатка, вызов на дом, оплата такси). Вызов нотариуса на Ягры стоит еще дороже.

Вечером 4 марта около 23 часов на машине подъехал к Сбербанку. Думал, что буду первым. Но там уже стояла бабушка. На вид – за семьдесят. Разговорившись, познакомились. Она представилась как баба Оля и сообщила, что стоит с восьми вечера. Позднее ходить по городу боится, а ночного расписания автобусов не знает. Еще очень переживала за своего деда. Рассказала, что тот инвалид 1 группы, слепой. Беспокоилась, как он там дома один?..

Время двигалось медленно. Мне на одном месте в машине сидеть было скучновато. Я оставлял свой пост - катался по городу, заезжал домой. А бабушка упорно продолжала стоять, хотя на улице было не жарко. Я несколько раз приглашал ее погреться в машину.

В 3.30 нас стало больше. Люди, в основном пенсионного возраста, ежась от холода, выстраивались за нами. Была очередь и в другом месте – в расположенном рядом круглосуточном магазине «Волшебник». Народ ходил туда греться партиями.

Не положено!

- К утру от бессонной ночи мне, молодому, хотелось кричать. И дело не только в усталости. Я был всем увиденным просто потрясен, - продолжает Роман. - Представляю, как было тяжело старикам.

В 10 часов наконец открылись двери банка. Однако выдача компенсаций начиналась только в 11. Еще час, но уже в душном помещении, пожилые люди терпеливо ждали - еще немножко, и доступ к заветному окошку будет открыт. Но как оказалось, мучения пенсионеров на этом не закончились.

Незадолго до начала выдачи компенсаций приехала моя мама. Они с бабой Олей разговорились. И тут выяснилось, что у старушки оказалась не та доверенность от мужа. Требуется генеральная, заверенная нотариусом, а у нее – с печатью ЖЭУ. Как расстроилась женщина! Отстояла всю ночь, мерзла, терпела неудобства. И, выходит, все зря? Нам с мамой состояние бабушки было понятно. В начале этого года мы пережили то же самое, выстояв огромную очередь, предоставили оператору доверенность из ЖЭУ, в итоге денег не получили. Спросить же у работников банка, какие нужны документы, было невозможно, они едва успевают обслуживать людей.

Смотреть на несчастную старушку было невыносимо. Выход из сложившейся ситуации был один: пришлось ехать за слепым дедом. Потом я отправился по делам. Но мама вечером долго рассказывала, как он расписывался. Помогать мужу пришлось бабе Оле: взяв его за руку, она водила ручкой, а дед по памяти свою подпись воспроизводил. Только после пятой попытки сотрудник банка принял стариковскую подпись, выдача денег, которых лишило людей государство, была разрешена.

Слушая Романа, попыталась, с закрытыми глазами несколько раз расписаться. Первое что почувствовала, ощущение незащищенности, неуверенности. Но, в отличие от незрячего старика, я могу увидеть, что получилось, и у меня от старости и болезней не трясутся руки. Меня не дергал оператор, требуя ставить подпись еще и еще, не дышали в затылок взвинченные, уставшие от долгой очереди люди… Да, не приведи, Господи, состариться в нашей стране!

Хорошо, что люди помогли

… Вместе с Романом мы побывали в гостях у Ольги Васильевны – у бабы Оли. После ночного стояния она простудилась, да и сердце дало о себе знать. Попала в больницу. Попросилась, правда, в дневной стационар: немощного деда без присмотра не оставить.

74-летняя пенсионерка рассказала, что каждый день благодарит Романа за помощь. Если бы не он и его мама, ей бы пришлось заново пережить весь этот кошмар.

- О том, что нужна доверенность на мужа именно нотариальная, не знала. Подошла в банк и спросила у женщины, которая принимает у населения платежи, подходит ли та, что у меня из ЖЭУ. В ответ услышала: мол, когда очередь дойдет, тогда и видно будет. Решила, что раз так говорят, все в порядке. Когда узнала, что документ не подходит, страшно растерялась. Одна деда я бы не дотащила. Хорошо, что люди добрые помогли…

Старики получили 5000 рублей компенсации за вклад, сделанный до 20 июня 1991 года. Для них это деньги весьма приличные, большой плюс к пенсии. Поэтому понятны их старания в получении этих средств. И таких бабушек и дедушек в Северодвинске сотни, если не тысячи.

Так почему бы отделению сбербанка на Карла Маркса, 5 не организовать работу так, чтобы не было у этих людей и без того пострадавших от государства, излишних мучений? Чтобы пенсионеров, стоящих у банковских дверей по полсуток, не жалели прохожие. А разъяснением, какие документы нужны не занимались посторонние люди.

Получатели компенсации написали руководству отделения Сбербанка на ул. Карла Маркса, 5 письмо с предложением организовать выдачу номерков, чтобы люди не выстаивали ночами. Слышали, что так организована работа в отделении на площади Корабелов. Однако отклика эти предложения пока не получили.


Любовь ПРОКАЗОВА

P.S. Нам не сразу удалось найти Ольгу Васильевну. Дома в том квартале, где она живет, очень похожи друг на друга. Да и Роман, вызвавшийся помочь, после той изматывающей бессонной ночи был не в том состоянии, чтобы запомнить, откуда они ехали с дедом. Плутая меж однотипных строений мы все-таки отыскали нужный подъезд и позвонили в первую попавшуюся квартиру. Оказалось соседка Ольги Васильевны, тоже пенсионерке. Она, как и баба Оля, выстояла безумную очередь за своими деньгами. Правда, ей в отличие от нашей бабули повезло: ночной «позор» у дверей сбербанка она несла летом.

При выдаче компенсаций Сбербанк руководствуется постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2006 года. Согласно ему, государство, начиная с прошлого года, выплачивает предварительные компенсации по вкладам, которые были внесены в Сбербанк до 20 июня 1991 года, россиянам по 1953 год рождения включительно, инвалидам второй группы и родителям призывников, погибших в мирное время. Эти вклады признаны государственным внутренним долгом и подлежат восстановлению.

Размер предварительной компенсации рассчитывается исходя из принципа «один советский рубль равен одному российскому». Однако они в любом случае не превысит 1 тысячи рублей. Также размер компенсации зависит от срока хранения вкладов. А граждане, родившиеся по 1942 год, включительно и инвалиды I группы получают свой вклад полностью: если на счете лежало 10 тысяч советских рублей, то сейчас вкладчик получает 10 тысяч российских рублей. Конечно, при этом реальная цена вклада уменьшена в разы, но все-таки это лучше, чем ничего. Компенсацию получают также наследники умерших вкладчиков, если они относятся к оговоренным в постановлении категориям.

Контакт: narodrevizor@mail.ru

[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ]

Hosted by uCoz