№10 (010) 28 марта - 03 апреля 2007 г.


[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ]

__З ри в корень!____

Станет ли наш Север Югом?

«Российская газета» на днях опубликовала сообщение о том, что губернатор Кемеровской области Аман Тулеев обратился в Федеральное собрание и правительство в связи с возможным пересмотром принципов деления страны по природно-климатическим факторам. Тулеев обеспокоен возможностью исключения Кемеровской области из списка северных территорий, что означает лишение установленных надбавок в виде северных и районных коэффициентов. А чем грозит реформа районирования Архангельской области и Северодвинску?

Наш корреспондент связался с членом Совета Федерации от нашего региона, заместителем председателя Комитета по делам Севера и малочисленных народов Юрием Сивковым и попросил прокомментировать ситуацию.

- Юрий Сергеевич, почему забеспокоился губернатор Кемеровской области? Тулеев – многоопытный политик, зря дуть на воду не станет…

- Дело в том, что Кемеровская область не относится к северным территориям. Не относятся к Северу и многие другие регионы, получающие сегодня районные коэффициенты по той же статье, что и северяне. Например, Вологодская, Челябинская области, Пермский край, Башкортостан, Еврейская автономная область и другие. Конечно, речь никогда и не шла о том, что все это Север. Просто на этих территориях также существуют различные факторы, ввиду которых государство считает нужным помогать населению дополнительными выплатами. Это может быть труднодоступная местность, регион с неблагоприятным климатом либо с социально-экономическими проблемами, которые вызваны природными условиями.

- Может ли Архангельская область лишиться районного коэффициента и северных надбавок?

- Это маловероятно. Трудно поспорить с тем, что наша область – северный регион. Вопрос может возникнуть только по южным районам Архангельской области. В случае изменения системы районирования, они действительно могут быть лишены северной надбавки и районного коэффициента.

- А как сегодня продвигается реформа районирования? Такое впечатление, что дело это секретное. Никакой информации в СМИ не поступает. И если бы не заявление Тулеева, наш «Ревизоръ» тоже вряд ли бы забил тревогу…

- И не стоит тревожиться понапрасну. Планомерной работы по реформе районирования сегодня не ведется. В свое время этим активно начинало заниматься Министерство экономического развития (МЭРТ). Под руководством замминистра с очень южной фамилией была разработана новая система районирования, которая учитывала только климатические факторы. По сути, за основу был принят очень упрощенный «широтный» подход.

Это напоминает историю, которую рассказывают старожилы: когда в 1962 году в Северодвинск приехал Н.С.Хрущев, в этот день стояла невыносимая жара, и первый секретарь ЦК, вытирая с лысины пот, удивлялся: какой же здесь Север?! За что вам платят? А на следующий день выпал снег…

Так же примерно подходила и эта комиссия МЭРТа. Соответственно, число северных территорий существенно сокращалось. Из списка получателей районных коэффициентов исключались многие регионы, не имеющие, якобы, отношения к Северу.

Но когда в стране началась административная реформа (это был 2002 год), Минэкономразвития вдруг перестало заниматься данным вопросом. Быть может, авторов новой концепции районирования попросту сократили?..

Собственно, с тех пор каких-то внятных планов пересмотра принципов деления страны по природно-климатическим факторам не появлялось. Правда, в настоящее время этот вопрос начал реанимировать Комитет Госдумы по проблемам Севера, возглавляемый депутатом от Карелии Валентиной Пивненко. 19 апреля состоятся парламентские слушания, посвященные районированию. Я запрашивал материалы к этим слушаниям, чтобы понять, что предлагают депутаты, но пока все держится в тайне.

- Вот как, даже от сенаторов?..

- Может быть, в какой-то степени это и правильно: когда информация раньше времени попадает в публичное пространство, да еще иной раз в таком виде, словно через «испорченный телефон» ее пропустили, - это делу только вредит. Тем более, что речь идет о проблемах, которые затрагивают чуть ли не полстраны… Думаю, в ближайшие дни я встречусь с Валентиной Николаевной, и мы обсудим предложения ее Комитета и ситуацию в целом.

- И все-таки, какова в этом вопросе ваша позиция? Ведь на самом деле, не разумнее ли оставить в списке северных территорий только Север? А средства, сэкономленные из-за сокращения списка получателей коэффициентов, направить на усиление помощи нам, северянам?

- Точно так же считают и те, кто хочет изменить районирование страны. Но это ошибка. Наивно думать, что, если мы исключим, например, из числа получателей районного коэффициента ту же Кемеровскую область, то эти деньги поступят в Архангельскую или Мурманскую области. С какой стати нам будут увеличивать коэффициенты и набавки? Политика правительства сегодня – и это ясно видно – направлена на сокращение льгот и дотаций. Поэтому все, что мы получим, изменив систему районирования, - это уменьшение финансовой поддержки огромной части России.

Сейчас у нас в стране лишь 13 регионов-доноров. Остальные получают различные дотации из федерального бюджета. И не потому, что все они не могут самостоятельно выжить. А потому, что сегодня большая часть налогов, собираемых в регионах, уходит в федеральный бюджет, а затем перераспределяется и идет обратно в качестве субсидий и дотаций. Изменим мы систему районирования и в результате просто лишим поддержки десятки краев и областей. Это очень серьезный вопрос. Он встроен в систему межбюджетных отношений и касается практически каждого региона. У нас полстраны – Север. И еще треть несеверных территорий получает районные коэффициенты.

При этом нужно учитывать, что целевая группа, на кого распространяются эти коэффициенты и надбавки, – в основном бюджетники и пенсионеры. В частных структурах работникам тоже обязаны выплачивать северные, но, как правило, находятся пути ухода от «лишних» затрат. Например, с помощью сокращения оклада, на который начисляется коэффициент.

Все мы понимаем, что районный коэффициент и северная надбавка давно перестали быть средством повышения доходов населения. Сейчас в погоне за длинным рублем, о котором в своей известной поэме писал Евтушенко, на Север поедет только сумасшедший. Сегодня это способ выравнивания, подтягивания доходов до мало-мальски пристойного уровня. Лишать регионы этого средства попросту опасно, это грозит обнищанием огромного количества людей.

- Словом, вы думаете, что финансовая поддержка Севера может только уменьшаться и увеличение ей не грозит?

- Не совсем так. Я считаю, что невозможно увеличить дотации Архангельской области, урезав эти дотации для Кемеровской или Вологодской области. Нельзя рвать друг у друга куски. Сегодняшнюю систему деления страны по природно-климатическим факторам возможно реформировать только вместе с реформированием межбюджетных отношений. В противном случае будет много пострадавших, а выигравших не будет вовсе. Финансовую поддержку Севера можно и нужно увеличивать. Но другими путями.

- Какими?

- Свежий пример. На днях комитет Совета Федерации по делам Севера, в котором я работаю, направил в Госдуму предложение о внесении поправки в Бюджетный кодекс. Эта поправка позволит Архангельской области в два с половиной раза увеличить дотации из федерального бюджета. Субсидия Фонда финансовой поддержки регионов для нашей области на текущий год составляет чуть более 2,5 млрд. рублей. По моим подсчетам, мы можем получать, как минимум, на четыре миллиарда больше.

Дело в том, что сегодня Бюджетный кодекс предписывает рассчитывать уровень бюджетной обеспеченности нашего региона исходя из усредненного показателя Архангельской области и Ненецкого автономного округа. При этом бюджетная обеспеченность у нас менее 70%, а у богатого нефтью НАО более 300%. В результате соединения в подсчетах таких разных субъектов Архангельская область получает финансовую помощь в несколько раз меньше, чем ей реально требуется.

Еще одна мера, в которой нуждается вся Россия, – увеличение минимального размера оплаты труда. Сегодня МРОТ составляет 1 100 рублей. Это сумма, на которую невозможно прожить ни в одном из регионов. Совету Федерации удалось добиться принятия постановления, в соответствии с которым во второй половине 2007 года МРОТ будет увеличен до 2 300 рублей. Тоже не сказочный уровень, но все же рост более чем вдвое. А это значит, что, в свою очередь, увеличатся северные надбавки и районные коэффициенты у бюджетников и пенсионеров.

Что же касается системы районирования, я убежден, что сегодня менять ее не следует. Вот когда среднюю зарплату и пенсию в России мы поднимем до уровня аналогичных показателей западных стран, тогда и Архангельскую область можно будет смело включать в Южный федеральный округ.


Вопросы задавал
Денис КАМИНСКИЙ

Контакт: narodrevizor@mail.ru

[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ]

Hosted by uCoz