№8 (008) 14 - 20 марта 2007 г.


[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ]

__В скрытие асфальта____

Война на рельсах

Когда российские политики, во время очередного патриотического экстаза начинают вещать: «Караул, НАТО подходит к границам!», - граждане оборонного Северодвинска, не верьте: НАТО уже в нашем городе. И если коллаж на этой полосе «НРъ» - пока лишь фантазии художника, шлагбаум на выезде из Северодвинска вполне может стать штукой реальной.

Изображая жертву

Кстати, несколько лет назад в городском отделе ФСБ раздался телефонный звонок:

- А вы знаете, что единственный выезд из города купил американец?

Звонивший ошибался: железнодорожную ветку, пересекающую Архангельское шоссе неподалеку от АЗС «Роснефти», приобрел гражданин Эстонии Юрий Соххарев, имеющий постоянное место жительства в США, в штате Невада. Ну, а Эстония, как известно, 2 апреля 2004 года стала членом Североатлантического военного блока. С чем (трехлетней датой) северодвинцев, выходит, вместе с прибалтами тоже можно поздравить.

Я здесь утрирую, конечно, изображая жертву: в то, что выезд из города человек с двумя «х» в фамилии вдруг перекроет, верить не стоит. И НАТОвские танки на Архангельском шоссе могут появиться лишь в кошмарных кафкианских снах. Но о том, что на принадлежащих г-ну Соххареву железнодорожных путях уже начались настоящие рельсовые войны, говорят реальные документы и пострадавшие в этих битвах люди.

Пути неисповедимы…

Кто он такой, этот 58-летний гражданин Эстонии, мало кто знает. Появившись в 1999 году в нашем городе, Юрий Соххарев попал как раз к «отстрелу» легкой добычи. По крайней мере ему, по-видимому, так казалось. С торгов уходило оптом и в розницу бывшее имущество северодвинской стройки. И Юрий Павлович принял участие в дележе добычи. Так на свет родился договор от 29 апреля, в соответствии с которым конкурсный управляющий Сергей Кузнецов продавал, а житель штата Невада приобретал имущественный комплекс деревообрабатывающего комбината. «Очевидно, - пишет «Северный рабочий», - рассчитывал, что обработка русского леса станет Клондайком. Не получилось. Предприятие работало с убытками, а потому начали меняться вывески. В 2002 году Соххарев продал свою собственность ОАО «Нордвуд Энтерпрайз» и стал наемным директором».

Во всей этой истории немало темных пятен. Тот же «Нордвуд Энтерпрайз», говорят, Соххареву фирма вовсе не чужая. Но такой «ход конем», как продажа предприятия, якобы, в сторонние руки, предприимчивого господина все же не спас. Банковские кредиты, долги по налогам, задолженность за аренду земли муниципалитету, невыплаченные зарплаты – все это вело комбинат к банкротству. В итоге вместо Клондайка – арест, наложенный по решению суда на объекты ДОКа.

Однако в едином лоте с цехами приобрел г-н Соххарев в собственность еще и железнодорожные ветки: один путь пересекает Ягринское шоссе и ведет в сторону комбината; второй – в районе автоколонны 1700 перерезает дорогу на Архангельск. Третий путь, примыкающий к ветке ТЭЦ-1, тянется почти на километр к берегу залива, в порт «Чайка», откуда открывается прекрасный вид и на монастырь и на стапельные цехи главных наших заводов.

Вот в этом «третьем» тупике и идут в течение последнего года настоящие рельсовые битвы.

Правда, ходят слухи, что пытался Юрий Павлович прибрать к рукам стрелку на путях к Ягринскому мосту. И свои условия навязать «Звездочке». Но там, дескать, сразу дали понять, кто он, а кто кует оборонный щит Родины. Не в той весовой категории выступать задумал. Зато в порту «Чайка» нашел наш «герой» соперников по зубам.

Свои люди, сочтемся

ЗАО «Троица» обосновалось в порту чуть ли не с начала капитализма в России. Арендовало причальную стенку, приобрело небольшой танкер, прежде называвшийся «Молдаванка», но переименованный северодвинцами в «Берестянку». И приступило к продаже нефтепродуктов: дизтоплива, бензина, печного топлива и самолетного керосина, который отправляют в Талаги. Но главным клиентом директор «Троицы» Анатолий Широков называет пассажирское автопредприятие.

Мы идем вдоль причала, и Анатолий Владимирович показывает участки: «Здесь около тысячи квадратных метров «Троица» арендовала у «Гидроспецфундаментстроя», теперь – у «Стройтреста», в учредителях которого по сути те же люди. Но этой площадки мало, бензовозам с цистернами не развернуться. Кроме того, тут смонтирована приобретенная предприятием установка для сбора льяльных вод. Поэтому участок 32 на 60 метров дополнительно брали в субаренду у Соххарева…»

За проезд по территории платили ему 140 рублей с цистерны. Выходило около 200 тысяч в год…

В июле 2002 года Юрий Соххарев продает все активы на «Чайке» ООО «Север-Металл». В том числе в договоре купли-продажи значатся и железнодорожные пути. Подозрения юристов, что и здесь таким образом должник из Эстонии пытается освободить имущество от ареста, похоже, имеют под собой почву. Когда железнодорожная ветка протяженностью почти в километр продается за 15 тысяч рублей, это наводит на размышления. Недаром в одном из многочисленных судебных исков подчеркивается: явно заниженные цены дают основание утверждать, что купля-продажа произведена «в целях прикрыть сделки дарения».

О том, что это смахивает на правду, свидетельствуют и муссирующиеся до сих пор слухи мол, Юрий Соххарев и директор ООО «Север-Металл» Светлана Моисеенко не чужие друг другу люди. По крайней мере, даже после продажи имущества Юрий Павлович постоянно появляется в порту «Чайка», отдает распоряжения, кого туда пропускать, на каких машинах, а кого и вовсе не пускать…

Без права продажи

Но самое интересное заключается не в этом. Дело в том, что не имел Соххарев права продавать железнодорожные пути. Ни «Север-Металлу», ни ОАО «Нордвуд Энтерпрайз». Как говорит Гражданский кодекс, переход права собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации. А в отношении железнодорожных тупиков, по сообщению Государственного регистратора И.Павлова, подобной процедуры не проведено еще в ту пору, когда Юрий Соххарев заключал договор купли-продажи с конкурсным управляющим ДОКа Сергеем Кузнецовым. Ну, а сегодня этот «поезд» уже ушел.

Попросту говоря, эстонский гость пользоваться этими ветками может, владеть – сколько угодно, платить аренду за землю – пожалуйста, а вот распорядиться путями (то есть продать кому-либо) – ни в коем разе. Таким образом, договоры, заключенные Соххаревым на эту тему, являются, по терминологии юристов, ничтожными.

Аппетит приходит во время войны

Тем не менее «Север-Металл» после так называемой покупки путей начинает выставлять «Троице» новые требования. В 2004 году Анатолий Широков платит С.Моисеенко по 600 рублей за пропуск каждой цистерны, плюс 4 тысячи в месяц за то, что поставленные у ворот порта стражи, распахивают их створки…

А в 2005 году «Север-Металл» вообще отказывается заключать договор о субаренде. Начинаются многочисленные судебные тяжбы. По инстанциям идут жалобы. С.Моисеенко пытается убрать «Троицу» с арендуемой не то Соххаревым, не то ею земли.

- Появились вдруг какие-то москвичи, - рассказывает А.Широков. – По слухам, инвесторы. Якобы, вместе с Соххаревым морской порт собираются строить… Показал я им этот кусок 32 метра на 60, сказал: готов подписать договор и платить. В ответ услышал: сто тысяч рублей в месяц!..

Естественно, мира при таких аппетитах быть уже не могло. Задеты были интересы не только «Троицы», но и «Стройтреста», и фирмы «Экотех», и производственного кооператива «Агат».

Чем дальше в лес…

На рельсах началась настоящая партизанская война. Идут, например, в адрес ЗАО «Троица» 21 октября прошлого года цистерны, но, к удивлению составителя поездов МУП «Локомотив», на путях – заслон из бетонных плит.

13 октября А.Широков снова обращается в УВД: устроены железобетонные барьеры, простаивают цистерны, «капают» штрафы. Пригнал кран, чтоб освободить пути, пишет он, но охранники предприятия «Статус», которых наняло ООО «Север-Металл», работать не дали.

С 17 часов 31 октября на рельсах стоит принадлежащая Светлане Моисеенко «Нива». Охранник «Статуса» трогать машину не дает. Освободить путь удается только на следующий день.

«Подобные случаи, - сигнализирует в УВД директор МУП «Локомотив» Н.Амахин, отвечающий за работу подвижного состава, - могут привести к аварийной ситуации. Окажите содействие в наведении порядка».

Начальник ГИБДД Северодвинска А.Манойлов 10 ноября отправляет С.Моисеенко предупреждение. Как видим, через три дня на рельсах вновь нагромождение плит…

Кто поставит точку?

Передо мной огромная папка с решениями арбитражных и мировых судей, с постановлениями судебных приставов, актами передачи арестованного имущества на ответственное хранение… Все это по большому счету – результат проведенных государством в спешке, непродуманных до конца реформ. В их мутных водах многие «умельцы» успевали ловить рыбку «большую и малую». И до сих пор пожинают плоды того улова. А что-то, видимо, было неправильно сделано и на местах. Зачем, спрашивается, в 2002 году надо было КУМИ Администрации передавать землю Соххареву под железнодорожными путями на 49 лет – до августа 2048 года? Хотя, по документам видно, он еще и за 2000-й год за ее аренду не заплатил…

Сегодня все железнодорожные тупики арестованы за долги эстонского гостя. Ответственным хранителем этого имущества 15 ноября назначен Анатолий Широков. На первый взгляд, сейчас все складывается хорошо. Однако когда мы с ним ходили по путям, и он показывал места, где недавно их снова разбирали, по настроению хранителя я понял: пока кто-то в споре за собственность не поставит точку, никакой нет гарантии, что на рельсах не продолжатся позиционные бои.

На Чайке ощущаешь себя оторванным от городской жизни. Как будто ты где-то в диких прериях. И если пересадить этих людей из авто на мустангов, они спокойно впишутся в окружающую обстановку. Здесь их участок работы. И здесь идет соперничество за место под солнцем. Хотелось бы только одного: чтобы американский и северодвинский ковбои не вытаскивали свои кольты.


Андрей Волков

Контакт: narodrevizor@mail.ru

[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ]

Hosted by uCoz