№8 (008) 14 - 20 марта 2007 г.


[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ]

__В скрытие асфальта____

Для кого-то «Руса дура», а для нас - фигура

У Теодора Драйзера герой романа «Финансист», юный Джек Каупервуд, начинает свою финансовую карьеру с того, что покупает несколько ящиков мыла, а потом перепродает его по более выгодной цене.

А как создавались капиталы новых русских северодвинцев?

В архиве «Ревизора» сохранилась любопытная газетная публикация. В 1992 году тридцать два северодвинских туриста пересекли границу Финляндии. В том числе несколько журналистов «Северного рабочего». Один из них, Владимир Бербенец, 14 августа на страницах газеты «Северный комсомолец» поделился своими впечатлениями:

«Наш автобус мчался по широкой, ровной, со всеми разметками дороге.
- Заворачивай в Кархулу, - подал голос молодой турист, - там торговля проходит лучше.
- Может быть, в Хамино, город посмотреть, - осторожно советует экскурсовод.
- Нет, давай в Кархулу, в Кархулу.
Кархула – это маленький городок, похожий скорее на бутафорский, для съемок фильмов. Подъезжаем на стоянку. К нам бежит, перепрыгивая через кустарник, здоровенный детина с красным лицом: «Сигарэту, сигарэту!».
Тут же детина был забросан пачками «Мальборо», «Кента», «Опала». И хотя табличка на стенке гласила, что «Торгашество воспрещено», торговля началась.
- Рус официр, рус официр, покупай форму русского офицера, - настойчиво наваливал молодой турист, примеряя погоны мужчине. Финны форму не брали. Молодой турист так надоел им, что пожилая финка, отойдя в сторону, произнесла: «Руса дура».
Продавались советские ордена и медали, комсомольские значки, кухонные ножи, термоса, рыболовные снасти… Все предлагалось «подешевле». К нам подошел старик по имени Толя, попавший в плен во время войны, напрочь забывший русский язык. Почему-то с трудом объяснял, что у него в России есть тетя Володя. Еще сообщил, что пьяненьким финнам очень нравятся русские женщины. Кто-то покупает им кофе, кто-то предлагает секс за 100 марок. Наши туристки пришли в жуткое смятение.
Домой возвращались усталыми, но веселыми. Все было продано-куплено, и, значит, Финляндия не представляла больше для русских никакого интереса».

Вот такая публикация. Вот с чего начинался русский бизнес. Люди вынуждены были торговать офицерскими мундирами, наградами своих отцов и дедов. Говорят, и Чубайс когда-то в подземном переходе какую-то «мелочевку» продавал. А теперь – покруче, чем драйзеровский финансист…

Кстати, «Ревизору» удалось выяснить, кто тот настойчивый молодой турист, описанный областной молодежной газетой. Честно говоря, не поверилось, что респектабельный предприниматель, председатель постоянной депутатской комиссии по городскому хозяйству Юрий Ростиславович Широкий начинал свою карьеру с таких «челночных» поездок в сопредельные страны. Хотя в официальной биографии депутата этот момент зафиксирован, как весьма похвальный: «После окончания СевмашВТУЗа в 1992 г. активно занялся предпринимательской деятельностью». Действительно, как видим, деятельность эта была очень активной. Подобно Джеку Каупервуду, юный Юра Широкий по зернышку клевал, создавая свое состояние. И тоже добился многого. Приобрел известный северодвинский магазин «Евгений». Как сообщал Широкий в декларации во время выборов в горсовет, его доход за 2004 год составил пять миллионов.

Так что для кого-то, может быть, и «Руса дура», а для нас – уважаемый человек, народный избранник.

Ну и в заключение несколько строчек из Драйзера: «За обедом миссис Каупервуд с любопытством вглядывалась в сына. Неужели вот этого мальчика она так недавно кормила грудью? Как он возмужал!»

В самом деле, как мужают люди!


Листал архивы Антон ЩИПАЧЁВ-КОСИЛОВ

Контакт: narodrevizor@mail.ru

[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ]

Hosted by uCoz