№5 (005) 21 - 27 февраля 2007 г.


[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ]

__З ри в корень____

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛЕКАРСТВЕННАЯ ШОКОТЕРАПИЯ

«Дихлофосом травили? А дустом не пробовали?» – это не про тараканов. Это про нас с вами. Поскольку нас угораздило быть гражданами государства, где новые законы плодятся с потрясающей легкостью и порой напоминают жесточайшие средства борьбы с собственным населением. Только в отличие от рыжих тварей к хроническим изменениям окружающей среды мы адаптируемся с трудом.

ДЛО - отрыжка монетизации

Очередной курс шокотерапии переживают пенсионеры, пользующиеся правом на бесплатные лекарства. Государственные мужи на словах продекларировали заботу о стариках, а на деле сделали и их, и медиков заложниками ситуации. Изобрели федеральную программу ДЛО (дополнительного лекарственного обеспечения), которую иначе как отрыжкой закона о монетизации льгот не назовешь.

Вроде бы благое дело совершили наши законодатели, дав бывшим льготникам право выбора, как использовать компенсацию за упраздненные льготы. Хочешь – оставь за собой набор социальных услуг, хочешь – вместо оного получи деньги, почти полтысячи. А реально все обернулось тем, что правители загнали в угол пенсионеров, имеющих серьезные заболевания. У моей матери целый букет таких, серьезных, так что в полной мере испытали прелести ДЛО-шной программы.

Все СМИ наперебой кричат: захворавшему бывшему льготнику должны бесплатно выдать в аптеке все, что положено, независимо от стоимости лекарств. То же самое утверждают госдумцы. И никто не удосужился задуматься: откуда деньги на все это благоденствие. Ведь среди тех, кто оставил за собой соцпакет, в основном люди, которым необходимы дорогостоящие препараты – по 600, 1000 рублей и больше. Больному с сахарным диабетом, помимо прочих лекарств, только инсулина, без которого он ни дня не проживет, нужно на 2 тыс. рублей в месяц. Не говорю уже о больных на гемодиализе или пациентах с тяжелыми сердечно-сосудистыми заболеваниями. Есть онкологические препараты стоимостью 100 тысяч в месяц, необходимые пациентам.

- Это значительно превышает сумму, установленную государством, – отмечает начальник городского управления здравоохранения Лариса Меньшикова. – Судите сами: на дополнительную медицинскую помощь в наборе соцуслуг запрограммировано всего 424 рубля, в том числе и на санаторно-курортное лечение. Если вычесть санаторий из этой сумм, то на обеспечение необходимыми лекарствами остается около 370 рублей. Исходя из этих цифр, и производится расчет финансовой заявки для льготников.

Давайте произведем некоторые арифметические действия. Сегодня в Северодвинске 18 тысяч федеральных льготников, имеющих право на бесплатные препараты. Умножим 373 рубля на 18 000 и на 12 месяцев – получается 80 млн. 568 тысяч рублей. Этих денег, как показывает фактическая потребность в лекарствах, почти хватило бы на ДЛО всем. В том числе и имеющим заболевания, требующие дорогостоящего лечения. Однако фишка в том, что наши «умные» законодатели применили страховой принцип. В итоге тот, кто сравнительно здоров и ходит в аптеку раз в год за аспирином, теперь ежемесячно получает деньги – ведь он, как ни крути, федеральный льготник. А на того, кому действительно позарез нужны лекарства, денег уже недостает. Ведь расчет делается, исходя из 373 рублей на каждого. У нас же в городе более 7 тысяч человек «взяли ДЛО» деньгами.

- Монетизация лекарственного обеспечения, – считает руководитель северодвинского филиала областного фонда обязательного медицинского страхования Владимир Подольский, – серьезная ошибка государства. Именно из-за этого возникают в первую очередь проблемы с бесплатными препаратами, растет социальная напряженность.

Видит око, да зуб не ймёт

Стоимость набора социальных услуг на одного федерального льготника составляет 474 рубля в месяц. Из них 53 рубля – на проезд на пригородном железнодорожном транспорте; 424 рубля на оказание бесплатной медицинской помощи и санкурлечение, в том числе на обеспечение льготными лекарствами – 373 рубля.

Представьте: приходит северодвинская бабулька в аптеку с заветным рецептом на «Квинакс». Видит «Квинакс» на витрине. Но бабульке его отказываются дать бесплатно. Говорят, что по программе ДЛО этот препарат на данный момент отсутствует, а тот, что на витрине, закуплен на собственные средства аптеки, поэтому ей могут его только продать. Старушке все равно, откуда в аптеке появилось нужное ей лекарство, так же как все равно, из какой логики исходили наши правители, сочиняя программу дополнительного лекарственного обеспечения. Она болеет, и ей нужен «Квинакс»! А он стоит 300 рублей, которых у нее нет. Как ей объяснить, что это не каприз сотрудников аптеки, а системная ошибка в федеральной программе, заложниками которой стали и пациенты, и врачи, и аптекари?

Точек отпуска бесплатных лекарств в Северодвинске девять. И в каждой возникают ситуации, когда старики льют слезы у витрины с нужными лекарствами, не имея денег на их покупку. А бывает, что получить таблетки они не могут из-за того, что льготный рецепт действителен только месяц. В январе сходил старичок к доктору, очередь отсидел. Пришел в аптеку, а лекарства бесплатного нет. В феврале лекарство появилось, да его не дают: рецепт уже просрочен. Опять человеку, который и без того измотан своими болячками, нужно идти на прием, сидеть в очереди, чтобы обновить рецепт на тот же самый препарат.

Ото всех этих чудес с лекарственным обеспечением бывших льготников трясет, и колотит все регионы. Но в Архангельской области к финансовым проблемам с января этого года добавились организационные. Дело в том, что теперь по программе ДЛО область обеспечивает лекарствами не компания «Протек», с которой у медучреждений и аптек региона за год совместной работы сложились вполне конструктивные отношения. В результате проведенного конкурса (проводить его требует закон) поставщиком льготных лекарств стало ЗАО «Северо-Запад» из Санкт-Петербурга. Естественно, «Протек» все свои «бесплатные» лекарства из аптек изъял. А у нового поставщика нет в нашей области ни складов, ни своих уполномоченных представителей. И как итог, в аптеках возник, так сказать, дополнительный «лекарственный голод» по дополнительному обеспечению. Кроме того, с компанией «Протек» был возможен и такой вариант: когда препараты, закупленные по программе ДЛО, заканчивались, аптека выдавала больным препараты из своих запасов, а позже «Протек» их восполнял. Но с «Северо-Западом» этот вариант не проходит.

Анализируя все эти коллизии, медики прогнозируют новый социальный взрыв, не меньший, чем был после монетизации. И на местном уровне своими силами эту проблему не разрешить.

Ждите очередную пилюлю

Федеральный центр фактически умыл руки в этой ситуации. Что же делать нам, сирым да убогим?

- Определение лимитов и поставщиков лекарств – не в полномочиях органов местного самоуправления, – говорит начальник горздрава Лариса Меньшикова. – Поскольку ближайшая к нам структура государственной власти – администрация области, мы сформулировали предложения, как выйти из сложившейся ситуации, и направили письмо заместителю губернатора М.Н. Ситкину. Настаиваем на том, что необходимо повысить ответственность поставщиков лекарственных препаратов за качество и сроки исполнения обязанностей, возложенных на них. Кроме того, необходимо ходатайствовать перед федеральным центром об увеличении финансирования по программе ДЛО, поскольку в поставленных нам финансовых рамка, мы с этой задачей не справимся. Необходимо также составить список заболеваний, при которых человек не сможет отказаться от лекарственной части набора социальных услуг.

И, конечно же, при ряде заболеваний, таких как онкология, сахарный диабет, когда совершенно понятно, что применяются препараты, которые заведомо дороже установленных лимитов, обеспечение лекарствами нужно вывести за рамки ДЛО. Раз нет федеральных программ, надо разработать какие-то областные целевые программы по обеспечению лекарствами именно этих категорий больных.

В 2006 году в Северодвинске было выдано бесплатных лекарств на сумму более 88 млн. рублей. При утвержденном правительством лимите в 52 млн. Разрыв от установленной нормы до фактических цифр составил более 36 миллионов.

Пока ответа от областного руководства нет. А законодатели вместо того, чтобы исправлять свои ошибки, вынашивают новый проект. На недавних депутатских слушаниях в мэрии о нем рассказала представитель областного департамента здравоохранения Ирина Меньшуткина.

Дело вот в чем. Деньги на ДЛО идут из федерального бюджета через внебюджетный фонд обязательного медицинского страхования. Мол, вот есть федеральный регистр, в нем прописано столько-то льготников, вот вам столько-то рублей в расчете на каждого. В Северодвинске таких 11 137 человек. Городу и дали на первый квартал 12 млн. рублей, из расчета, что в год понадобится примерно 46 млн. А северодвинские льготники, как показывают январь и февраль, реально «съедят» за три месяца около 20 млн. Значит, в год городу нужно фактически не 46, а миллионов 80. И вот эту разницу, если новый закон примут, снимут с программы госгарантий нашего муниципального образования: с наших стационаров, поликлиник и т.д. (это все деньги фонда обязательного медицинского страхования, только прописаны они в разных строках). Значит, направив деньги на льготные лекарства тем, кто от набора соцуслуг не отказался, откажут в средствах нашим же медучреждениям (на лекарства, на оборудование, на зарплату медикам).

Догадайтесь, что будет делать врач в такой ситуации: выписывать льготные рецепты всем нуждающимся в ущерб своей зарплате, помня о клятве Гиппократа, или сработают в его голове другие законы?


Арина СТРЕЛКОВА

Контакт: narodrevizor@mail.ru

[ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА] [АРХИВ] [НА ГЛАВНУЮ]

Hosted by uCoz